К сожалению, я застал период ЕГЭ. Хочу поделиться мыслями, почему он будет усложняться из года в год и что в этом плохого.
Я не говорю о необходимости полного уравнения и справедливости вариантов, нет. Как раз наоборот, стоит вносить подобные элементы в экзамен; может это хоть как-то будет готовить школьников к выходу во "взрослую" несправедливую жизнь. Школы ориентированы на набивку руки на тесты, на тысячекратное повторение алгоритмов, а в результате каждое последующее поколение тупее предыдущего. Все эти тесты с выбором варианта ответов убивают напрочь мышление, дети теряют навык анализа и поиска, не хотят, да и некоторые просто не умеют думать и выбирать несколько вариантов. Нужно просто ткнуть в предложенное и вуаля. 0,25 шанс на успех, даже если ты не знаешь.
В ВУЗах ежегодно отмечается умственный упадок абитуриентов. Каждый год студент все хуже и хуже умеет формулировать свои мысли как письменно, так и устно. А ему придется сдавать многие экзамены лично преподавателю. Учитываем человеческий фактор, все люди, все устают, да еще и студент-мямля, который двух слов связать не может. Он приучен только к выбору 1 из 4. Это я еще не говорю про соблазны современной молодежи, пока их оставим.
Другой парадокс - школьники должны практически в 1 день решить, кем хотят стать. Вчера он поднимал руку и спрашивал разрешения выйти в туалет, а сегодня с уверенностью говорит, что будет врачом, пилотом, пожарным или учителем.
Что хочется сказать в пользу технологий - обработка данных. Почему не использовать на экзамене компьютерные технологии в полную силу? Графические планшеты, ноутбуки. Все это в распоряжении уже всех школ России.
Понятно, что не все регионы располагают достаточным оснащением для проведения экзамена в такой форме, но почему не проводить пробные варианты, диагностики до ЕГЭ на компьютере, когда выпускник решает тест в специальной программе, печатая и выбирая ответы, а по завершении ему сразу выдается предварительный результат. Это уменьшит нервное напряжение молодого организма. При наличии графического планшета возможно выполнение письменной части прямо на экране устройства, что облегчает процесс выполнения работы, предотвращает ошибки (возможность изменять текст, стирать рисунки). По завершении работы данные отправляются на сервер, а оттуда - проверяющим.
Как я знаю, в данный момент ничего подобного и не предвидится, хотя намерения правительства внедрять технологии в образовательный процесс слышно повсюду. Но желание подражать Европе непонятно до сих пор. Образование в СССР считалось одним из лучших в мире, тогда как Американское оставляло желать лучшего. Но тем не менее курс взят на запад и Россия собирает оттуда большинство идей, хороших и не очень.