Что представляет собою археологическая экспедиция, когда ведутся стационарные раскопки - я уже рассказывал. А что же такое разведочное обследование, и для чего оно проводится?
Археологическая разведка осуществляется, в первую очередь, для поиска новых, и проверки современного состояния уже известных объектов культурно-исторического наследия. Эта работа так же требует наличие у руководителя «Открытого листа» и соблюдения установленных методических требований. Перед проведением таких исследований необходимо просмотреть архивные сведения и опубликованные исторические данные по территории будущих работ, изучить картографические материалы, спланировать оптимальный маршрут передвижения.
Натурное обследование предполагает визуальный осмотр местности. Есть археологические объекты, которые выделяются на фоне рельефа, прежде всего, это курганные насыпи и городища. Кроме того, проверяются различные обнажения грунта или выбросы из кротовин - в таких местах случаются находки древних артефактов, свидетельствующие о жизнедеятельности здесь в прошлом. Еще один способ поиска, это разбивка разведочных шурфов, помогающих определить наличие культурного слоя.
Лучшие месяцы для проведения археологической разведки в наших краях – апрель-май и октябрь-ноябрь. В это время нет «зеленки», что увеличивает обзор при натурных исследованиях местности, отсутствуют и многочисленные летающие кровососы. И, самое главное – не жарко, что важно при многокилометровых пеших маршрутах и разбивки разведочных шурфов. Но, когда речь идет об обследовании какого-либо участка по коммерческому договору – выбирать не приходится. И достаточно часто работать приходятся в разгар лета. Ниже – небольшой фоторепортаж из подобной разведки, происходившей летом 2016 года.
Тогда, нам необходимо было пройти по трассе проектируемого линейного объекта. Для оптимизации работ, экспедиция была разбита на несколько отрядов. Мне пришлось поработать в Гатчинском и Тосненском районах Ленинградской области, караул, конечно... В том плане, что по проекту трасса максимально огибала поля сельхозназначения и леса какой-то там категории. А это значит, что на нашем пути будет большое количество болот и заболоченных лесов. Что совсем не радовало.
С точки зрения методики, опыта, и здравого смысла проходить такие участки полностью нужды не было. А вот всякие возвышенные места, даже локальные, а так же берега рек и речушек необходимо было обследовать со всей серьезностью. Хорошо, когда к таким местам можно было проехать на авто, хуже, но терпимо, когда добирались уже пешком по старым заросшим или действующим лесовозным дорогам.
В отсутствие же дорог, ломились через те самые болота и заболоченные леса, полные бурелома. Максимальная скорость прохождения таких мест была не более 1 км в час. Как-то разок повезло, не пришлось тащиться почти 11 км по колено в грязи по разбитой лесовозами дороге.
С речками тоже было все не так просто. Хорошо, когда недалеко есть нормальная переправа. Чаще же приходилось форсировать водные преграды вброд. Если воды всего чуть выше коленей, считай – повезло.
Июль в тот год выдался очень дождливым. Многие лесные речушки и ручейки сильно поднялись и максимально заполнили свои подболоченные поймы. Болота тоже переполнены водой. Как-то у нас выдался замечательный, в кавычках, денек. Прошли мы по старой лесной дороге около шести километров, попутно форсировав вброд речку Еглинку. Дальше нам надо было свернуть и идти пару км по ЛЭП. Этот участок проходил по хорошему болоту, воду в сапоги мы набрали достаточно быстро. Далее еще раз свернули, и пробирались около одного км по заболоченному лесу. Дошли до речки Тосна, где поисследовали, раскопали шурф, немного передохнули. Оставшиеся за спиной болота не вдохновляли на повторное прохождение, обратно решили пойти по старой заросшей дороге, идущей вдоль реки. В общем-то, было полегче, даже не смотря на то, что Тосна так поднялась, что местами подтопила эту дорожку. А вот пару безымянных ручьев пришлось уже форсировать по пояс в воде. Когда до удобной и проходимой лесной дороги оставалось какие-то 700 метров, путь нам преградил ручей Еглинский. Разделись по пояс – не помогло. Разделись полностью – и опять пришлось вернуться. Переплыть-то можно было, но, только не с инструментом и снаряжением.
Картина маслом. Вдоль разлившегося ручья, трое мужчин, абсолютно голые и босые, нагруженные всякими вещами, по лесу, через буреломы и заросли, идут-бредут в поисках брода… Нашли конечно, через несколько сотен метров в заболоченной пойме. Всего-то по грудь. На автомате уже дошли до Еглинки, брод через которую показался пляжем, даже окунулись несколько раз, смыли пот, немного сняли усталость. Всего в тот день прошли, казалось бы, какие-то 22 км. А ушло на это у нас почти 11 часов.
Из-за дождей нередко приходилось возвращаться на ночевку в город. Благо, не особо далеко от него работали. Ну, а когда погода располагала, и находилось удачное место, да еще и с возможностью искупаться, с удовольствием оставались на ночевку на природе.
Как-то утром, вместо будильника, бодрое ржание из-за речки -
В середине июля пошли грибы. Много-много грибов. Очень хороший слой белых. Да и других хватало. Как-то видели лисичек, на пятистах метрах, почти не сходя с лесной дорожки можно было несколько корзин собрать. Вот, только, не до сборов нам было, разве что фото на память:)
Однажды на очередном болоте набрели на морошку. Не смотря на то, что в Ленинградской области не так уж и мало мест, где произрастает эта ягода, я в своих экспедициях встретил её в первый раз.
Вообще, в лесу чего только порой не встретишь, в том числе удивительного и загадочного.
Живности, слава богу, не попалось. Ладно бы лоси-кабаны, следы которых мы встречали повсеместно. Один экипаж набрел на лёжку медведя, да и я однажды видел относительно свежее присутствие косолапого, объевшегося черники. А вот дичи всякой хватало, правда, на фотовыстрел подпустила только цапля.
В той разведке мне не удалось найти каких-либо древностей. А вот за своих коллег, работавших на других участках, порадовался. Одному из них удалось выявить неизвестную ранее стоянку позднего неолита, а другой - определил точное место пересечения проектируемой трассы с исторической Ивангородской дорогой XV-XVII веков.