Найти тему

Бизнес-идея: Установка платежных терминалов

Бизнес-идея: Установка платежных терминалов

Начальные вложения: 450 т.р.
Ежемесячная прибыль: 32 т.р.
Срок окупаемости: 14 мес.

Кроме значительных стартовых вложений в создание собственной сети платежных терминалов многих предпринимателей останавливает отсутствие информации по организационным и техническим вопросам. Довольно много времени уходит на то, чтобы решить, терминал какого производителя выбрать, какими критериями руководствоваться при выборе, к какой платежной системе подключиться, какое программное обеспечение использовать, что предпочесть, готовое решение какой-либо компании или собственную разработку, как выбрать место для установки терминала, насколько востребован будет терминал, какова схема налогобложения для этого вида бизнеса, каковы вероятные сроки окупаемости терминала?

С тех пор как обычные сенсорные киоски "научились" принимать платежи их популярность растет с каждым днем. Сейчас уже можно насчитать более десяти крупных платежных сетей и сотни мелких и средних. По результатам опроса, проведенного Kiosks.ru, и по информации, полученной из других источников, количество платежных терминалов у основных участников этого рынка составляет:

"ОСМП" - около 1200 терминалов
"Элекснет" - около 1000 терминалов
"Парнет" - более 400 терминалов
"Штрих-М" - около 300 терминалов
"Мгновенно" - около 300 терминалов
"Auto-pay" - 250 терминалов
"Мульти-Касса" - 206 терминалов
"E-transfer" - 161 терминал
"Платформа" - около 80 терминалов
"Уникасса" - около 60 терминалов
"Региональная информационная платёжная система" - 60 терминалов

Пространство, свободное от присутствия "платежных гигантов" занимает множество мелких и средних предпринимателей, имеющих сети из 2 - 10 платежных терминалов.

В течение 2015 года и начала 2016 в стране установлено примерно 8 000 платежных терминалов, а их доля в общем количестве интерактивных киосков достигла 40%. Однако прием платежей через платежные автоматы все еще можно считать новым бизнесом. Повышенный интерес к нему вызван прежде всего возможностью получать от использования платежных терминалов прямую денежную прибыль. В отличие от информационного киоска, только косвенно влияющего на доход предприятия через повышение качества обслуживания и предложение клиентам дополнительных сервисов, каждый платежный автомат при правильной организации бизнеса способен приносить в среднем 380 000 рублей чистой прибыли в год.

Польза от внедрения платежных терминалов несомненна. Абонент получает удобную возможность оплаты счетов от разных поставщиков услуг в одном терминале в любой точке города в любое время суток с максимальной скоростью и гарантированным качеством. Владелец терминала получает доход в размере 3-5% от суммы проведенных платежей и вознаграждение от операторов, в пользу которых принимает платежи. Терминалы для приема платежей удобны для него тем, что не занимают много места, не требуют постоянного присутствия персонала, снижают издержки на организацию рабочих мест и на заработную плату кассиров.

Кому это выгодно?

Прием платежей можно позиционировать как дополнительный бизнес или как модернизацию основного. В первом случае предприниматель, например владелец сети магазинов, устанавливает платежные терминалы в своих торговых точках. При этом он не только будет получать денежный доход от терминалов, но и повысит объем продаж за счет увеличения числа покупателей, привлеченных новым сервисом. Владелец магазина экономит на плате за аренду места для терминала, так как он размещен на собственной торговой площади, и не несет расходы по инкассации терминала, так как ее может выполнять сотрудник магазина.

Во втором случае, если внедрение сети платежных терминалов рассматривается как модернизация основного бизнеса по приему платежей, владельцем сети является дилер мобильных операторов. Использование платежных киосков вместо обычных точек приема платежей даст приличную экономию на арендной плате за помещение и на заработной плате кассиров, принимающих платежи. Платежный киоск в этом случае удобен еще и тем, что позволит исключить проблемы, связанные с персоналом: ошибки при зачислении платежей, отпуски, болезни.

Развертывание сети платежных терминалов поставщиком услуг, например, мобильным оператором, можно рассматривать как третий вариант ведения этого бизнеса. Он представляется более эффективным, чем перечисленные выше. Владелец сети терминалов не отчисляет проценты платежной системе и банку за проведении платежа с одного счета на другой, так как принимает платежи через собственную платежную систему и на свой счет. Кроме того, внедрение сети платежных киосков позволит поставщику услуг сократить обслуживающий персонал и предложить своим клиентам более удобную оплату услуг. При этом поставщик услуг может позволить себе не взимать с клиента плату за пользование платежным терминалом, как это делают дилеры, чей доход складывается в основном из комиссионных, получаемых от пользователя.

С чего начать?

По примерным оценкам минимальная стоимость "входного билета" в платежный бизнес составляет от $10 000 до $30 000. Она складывается из стоимости терминалов (1-2 для начала), суммы оборотных средств на депозитном счете, расходов на создание инфраструктуры для обслуживания терминалов, расходов на рекламную компанию.

Ниже описана упрощенная процедура организации этого бизнеса, начиная с приобретения платежного терминала и заканчивая денежными расчетами с операторами, платежной системой и банком.

- Предприниматель (далее - владелец терминала) приобретает терминал и заключает договор с организатором платежной системы.
- Владелец терминала устанавливает платежный автомат на своей или на арендованной площади, назначает процент комиссии с каждого проведенного платежа (например, 1,5-3%) или фиксированную сумму (7-10 рублей).
- Организатор платежной системы открывает отдельный лицевой счет (депозит) для владельца терминала.
- Владелец терминала вносит на этот счет авансовый платеж любого размера и получает доступ к информационной системе организатора платежной системы для контроля состояния депозита и текущих операций на терминале.
- В пределах суммы, внесенной на открытый для него счет, владелец терминала может принимать платежи от населения. Когда абонент оплачивает услугу, информация о проведенном через терминал платеже поступает на сервер организатора платежной системы. С лицевого счета владельца терминала происходит автоматическое снятие суммы данного платежа и перечисление ее на счет получателя платежа (поставщика услуг).
- Владелец терминала регулярно проверяет остаточную сумму на лицевом счете и по мере необходимости пополняет депозит. Пополнять его можно из средств, полученных после проведения инкассации платежных терминалов. При пересчете и зачислении средств на счет банк удерживает примерно 0,1-0,15% от принятой суммы.
- Владелец терминала получает комиссию с каждого платежа, а по результатам месяца - дополнительное вознаграждение от поставщиков услуг.
- Из дохода владельца терминала организатор платежной системы удерживает комиссионные за проведение платежей (верно не для всех платежных систем).
- Из своего дохода владелец терминала платит налог государству. Налогом облагается не сумма оборота, а прибыль, полученная с платежного терминала.
- Клиент вносит деньги в платежный терминал и получает чек.
- Информация о платеже передается на сервер платежной системы.
- Сумма платежа автоматически снимается со счета владельца терминала и перечисляется поставщику услуг.
- Владельцу терминала начисляются комиссионные от клиента и вознаграждение от поставщика услуг.

Кроме значительных стартовых вложений в создание собственной сети платежных терминалов многих предпринимателей останавливает отсутствие информации по организационным и техническим вопросам. Довольно много времени уходит на то, чтобы решить, терминал какого производителя выбрать, какими критериями руководствоваться при выборе, к какой платежной системе подключиться, какое программное обеспечение использовать, что предпочесть, готовое решение какой-либо компании или собственную разработку, как выбрать место для установки терминала, насколько востребован будет терминал, какова схема налогобложения для этого вида бизнеса, каковы вероятные сроки окупаемости терминала?

Очевидно, что нет однозначных ответов на многие из этих вопросов, и будущему владельцу сети придется самостоятельно собрать и проанализировать всю доступную информацию. В этой статье он найдет материалы обзорного характера, предназначенные для общего ознакомления с этим видом бизнеса. Приведенные ниже рекомендации не претендуют на абсолютную верность и универсальность, но должны послужить поводом к размышлению.

Выбор платежного терминала

Приобретение платежного терминала является наиболее затратной частью этого бизнеса. В настоящее время цена терминалов колеблется от 420000 до 630000 руб. Стараясь минимизировать стартовые вложения, предприниматель может выбрать недорогой терминал. Но как показывает практика по невысокой цене можно приобрести только терминал в минимальной конфигурации. В дальнейшем потребуется вкладывать дополнительные средства в дооснащение терминала, например, купюроприемником с более вместительным стэкером, сторожевым таймером, более надежным принтером. Поэтому при выборе важно определить, какая конфигурация терминала будет оптимальной для выполнения поставленных задач в каждом конкретном случае.

Для снижения расходов на инкассацию платежного терминала имеет смысл выбрать купюроприемник со стэкером на 1500 купюр. Терминал должен быть оснащен сторожевым таймером, чтобы в случае технической неисправности можно было оперативно обнаружить и устранить ее. Особое внимание нужно обратить на чековый принтер. Лучше выбрать принтер известного производителя, надежный и долговечный, так как в простых моделях быстро изнашивается механика. Принтер должен быть расчитан на большой рулон бумаги (150 мм). Это позволит менять его реже и снизить вероятность того, что принтер останется без бумаги до следующей замены.

Еще одно необходимое условие - любая часть платежного автомата должна быть легко доступна для сервисного обслуживания, чтобы для ремонта или замены комплектующих не требовалось полностью разбирать терминал. Все части автомата должны легко сниматься и отсоединяться на тот случай, если придется заменить какую-либо из них. Корпус платежного терминала должен быть сделан добротно и защищен от злоумышленников.

Все комплектующие платежного терминала должны быть известной марки, проверенные в реальной эксплуатации на большом количестве автоматов.

Важной характеристикой терминала и показателем добросовестности его производителя является срок гарантийного обслуживания. Небольшой срок гарантийного обслуживания может означать, что комплектующие в терминал установлены ненадежные и вскоре выйдут из строя.

Выбор платежной системы

Правильной выбор платежной системы при построении сети платежных терминалов - это половина успеха. Именно от платежной системы зависит перечень поставщиков услуг, доступных к оплате, размер получаемого от них комиссионного вознаграждения, стабильность обслуживания. Основные участники российского рынка платежных систем - "Cyberplat", "E-port", "ОСМП" - компании имеющие большие обороты и широкий географический охват. Для подключения к процессингу этих платежных систем существует несколько комплексных решений. Под комплексным решением понимается система, состоящая из платежного терминала и специального программного обеспечения. Правильный выбор комплексного решения - это вторая половина успеха.

Выбор программного обеспечения

Важной составляющей комплексного решения является программное обеспечение для сети платежных терминалов. Сенсорный киоск без специального ПО подобен горшку без меда из мультфильма про Винни-Пуха. То есть сам по себе он тоже представляет ценность, но только в качестве тары под мед. Именно поэтому многие производители киосков предлагают не только оборудование, но и готовые решения, включающие специальное ПО, соответствующее назначению киоска.

В настоящее время готовые программно-аппаратные решения для приема платежей через терминалы мгновенной оплаты поставляют компании "ОСМП", "AUTO-PAY", "SFOUR", "АСПБ" (торговая марка "Delta Key"), "Гротеск" (сеть киосков "Мгновенно"), "Electropay", "РПЦ", "Штрих-М". Некоторые из этих компаний предоставляют клиентам возможность потестировать свое ПО перед покупкой. Демо-версии программ с подробными руководствами доступны для платежных решений "АСПБ", "ОСМП", "SFOUR" и "РПЦ".

С точки зрения будущего владельца терминальной сети выбор комплексного решения наиболее удобен, так как в этом случае он получает готовый инструмент для приема платежей, который сразу после установки можно эксплуатировать. Если по каким-то причинам ни одно из комплексных решений не подходит, то при выборе ПО предпочтение как правило отдается программным решениям, предлагаемым платежными системами.

В случае, если владельцу терминальной сети необходима одновременная работа с несколькими платежными системами, персонально настроенный интерфейс, подключение специфического оборудования, подключение отдельных получателей платежей, не поддерживаемых платежными системами, то он может заказать необходимое для этого ПО, либо оплатить доработку существующего.

Как в случае выбора комплексного решения, так и в случае выбора отдельного программного продукта при оценке ПО для управления сетью платежных терминалов стоит обратить внимание на его функциональные возможности, стабильность его работы, взаимодействие с выбранной платежной системой, количество инсталляций на уже действующих терминалах, удобство интерфейса, возможность адаптации под требования владельца платежных терминалов. По информационным материалам можно получить только общее представление о функциях ПО, которые у многих программных решений одинаковые. Наиболее правильный подход к выбору платежного ПО предполагает его просмотр на работающем терминале, анализ отзывов уже использующих его клиентов, рекомендаций платежных систем и самостоятельное тестирование демо-версии, если она предоставляется разработчиком.

Место под солнцем

Перспективность места для размещения терминала как правило оценивают задолго до выбора платежного решения. Учитывают при этом не только посещаемость этого места, но и платежеспособность публики, которая там бывает. Наиболее удачным считается размещение платежных терминалов в супермаркетах, торговых центрах, магазинах спальных районов, вузах, метро.

Интересная методика используется для размещения терминалов сети "Платформа". Кроме общепринятой модели, которая базируется на принципах установки терминалов в местах наибольшего скопления людей, применяется адресная программа размещения. Терминалы устанавливаются на пути следования потенциальных клиентов от места проживания до места работы или учебы. Такая модель размещения позволяет снизить временные затраты клиентов на оплату услуг.

В настоящее время предприниматели, так или иначе вовлеченные в платежный бизнес, обсуждают степень насыщения рынка платежных терминалов в Москве. По мнению одних все наиболее прибыльные места в столице уже заняты. Другие считают, что предлагая абонентам более выгодные условия или новые сервисы, можно вытеснить конкурентов. В пример приводят продуктовые магазины, размещенные рядом, каждый из которых имеет своих покупателей. По мнению третьих размещение терминалов надо поручить людям, которые занимаются этим профессионально, так называемым локаторам.

В контексте этой дискуссии хотелось бы отметить, что кроме столичного есть еще региональный рынок, который практически не освоен. В регионах сроки окупаемости терминалов более растянуты, и поэтому нужно расчитывать на более длительную амортизацию оборудования.