Чтобы управлять воздушным транспортом необходимо получить лицензию пилота. Это как водительские права, но несколько сложнее. Самолет, как и автомобиль - это транспорт, который при неумелом управлении может нанести вред и разрушения окружающим. Что бы доверить управление транспортом человеку, его сначала проверяют в нескольких плоскостях: знание правил движения, теоретические и практические навыки управления, основы механики транспортного средства, личное физическое и психологическое здоровье водителя/пилота.
Как и категории водительских удостоверений, типы лицензий пилота различаются. Для управления большими грузовиками или автобусами нужно немного больше отучится и сдать дополнительные тесты. Для управления большими пассажирскими самолетами необходимо не только получить специальную лицензию коммерческого пилота, но и налетать сотни, иногда тысячи часов для получения специальных рейтингов. Эти рейтинги дают право на полеты по приборам, на нескольких двигателях и на больших самолетах, таких как самолеты гражданской авиации Boeing, Airbus, SuperJet...
Летать для себя можно по лицензии частного пилота (у вас же уже есть свой самолетик и место его базирования). Получить такую можно сдав теорию, имея более 40 часов налета,... не буду детализировать, если заинтересовало найти подробности не сложно.
А вот чтобы управлять большим красивым лайнером, совершающим полеты между городами и странами, нужна лицензия коммерческого пилота. Пилот должен иметь налет более 1500 часов, причем в различных условиях, в том числе ограниченной видимости, на дальние дистанции, на тренажерах и за штурвалом командира.
Даже после сдачи всех экзаменов, наработки необходимого налета и получения долгожданной лицензии (Свидетельство линейного пилота в РФ), новоиспеченный пилот гражданской авиации еще далек от получения красивой формы и полетов по заграницам. Его полторы тысячи налета были получены на тренировках или в малой авиации, т.е. за штурвалами небольших учебных самолетов. А большая авиация это большие самолеты и на каждую модель лайнера требуется свой допуск. Такие допуски в летных училищах не дают.
В авиации так: на каждую марку, модель и иногда даже подтип модели необходим свой допуск. Представьте что автомобилистам бы пришлось отдельно учиться и сдавать на право управления каждой отдельной маркой и моделью автомобиля. Водитель BMW 7-й серии и Пилот Boeing 777, Водитель KIA Ceed и Пилот Airbus 320, Водитель авиатрапа и Пилот Formula 1:)
Так вот, авиакомпаниям нужны готовые командиры и вторые пилоты для их парка самолетов. И они понимают что таких пилотов дефицит, поэтому принимают на условиях долгосрочных контрактов молодых выпускников. За счет авиакомпании пилот проходит обучение на новый тип самолета, а взамен обязуется отработать не менее N лет(5 или более). Если уволится раньше, с его зарплаты вычтут затраты на обучение. Такое обучение называется переучивание на новый тип ВС. Переучиться и получить допуск на гражданские лайнеры стоит о-о-очень дорого. За свой счет почти не возможно.
Переучивания на иностранные самолеты происходят как правило за границей в сертифицированных центрах обучения. В это время пилот уже принят на работу и его командировка полностью оплачивается авиакомпанией. В зависимости от типа воздушного судна, навыков и стажа пилота, переучивание может длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Во время обучения стажеры детально изучают каждую деталь, каждую систему нового для них самолета, проходят летные тренировки на специальном тренажере. По окончанию сдают теорию на экзаменах и практику на том же тренажере.
Все обучение проходит в теории и на тренажере. Поэтому, отучившийся и получивший допуск на гражданский лайнер пилот, фактически еще не имеет живой практики полетов на нем. "Боевое крещение" он пройдет на обычным рейсе и уже с пассажирами. Пассажиры об этом даже не узнают. Продолжу позже...