Дейв Мастейн — харизматичнейший создатель Металлики и лидер американских трэш-металлистов Megadeath — дал Роккульту эксклюзивное интервью.
С какими музыкантами, если таковые есть, вы хотели бы вместе поработать – в студии или на концертах? И напротив, есть ли у вас некий «чёрный список»?
Людей, с которыми я хотел бы сыграть – великое множество. Я вырос на музыке Led Zeppelin, мне хотелось быть как Джимми Пейдж и Роберт Плант. Наш менеджмент работает с Soundgarden, и я всегда восхищался вокалом Криса Корнелла. Я всегда был большим фанатом британской хэви-метал группы Diamond Head и группы из Дании Mercyful Fate. Таких людей действительно очень много. А вот участники «чёрного списка»… Я не думаю, что существуют те, с кем я не желал бы поработать вместе – это было бы чересчур эгоистично, типа: «Я ненавижу тебя и никогда не буду с тобой выступать». Хотя есть и люди, с которыми я не стал бы играть просто по причине их низкого профессионального уровня и другого типа музыки, что они играют.
Хотя в прошлом году был случай в Америке… Была такая легенда кантри — Джордж Джонс, не так давно он скончался. Кажется, это было в ноябре — его огромный трибьют-концерт. Дело было в Нэшвилле. А у меня как раз дом в Теннесси, и будучи ребенком, я был фанатом кантри старой школы – Джонни Кэша, например. Кстати, как-то раз Кэш приходил на нашу лондонскую автограф-сессию по поводу выпуска альбома – мне это было очень лестно. Как бы то ни было, ты никогда не думаешь, что металлисты могут выступать с исполнителями кантри, но мы выступили. Мне показалось, что будет правильным проявить своё уважение к покойному.
Какие вещи сейчас сильнее всего вдохновляют вас?
Я просто в восторге от той музыки, что мы сейчас пишем для нашего нового альбома… Также я восхищаюсь работой с Крисом Бродериком и Шоном Дровером. Они принимают участие в создании песен на новом альбоме. На прошлой записи Шон поучаствовал в создании Built For War, а Крис писал музыку к Beginning Of Sorrow. Вообще, даже если ты — гениальный гитарист или потрясающий барабанщик, это ещё не значит, что ты сможешь написать партию, идеально подходящую к песне. А ведь она должна туда подходить, ты не можешь просто взять и впихнуть туда то, что попадётся под руку. Или просто сказать: «Вот, мол, в эту песню нужно что-то добавить, так что давайте возьмём этот ужасный кусок и вставим его туда. Аааа… Ладно, прокатит».
В группе хорошее взаимопонимание: прослушивая группой свежий материал, мы одновременно ощущаем, когда какая-то часть песни не вяжется со всем остальным, или же наоборот, когда всё звучит идеально.
Я прочла вашу книгу о Megadeth и многие ваши интервью: вы описываете тёмные и тяжёлые времена, через которые вы прошли за свою жизнь, но не так давно вы ступили на путь духовного самосовершенствования, приняв христианство — и находитесь в поиске духовного равновесия. Не могли бы вы поведать нам об этом поподробнее?
Я обычно не углубляюсь в подробности относительно религии — это что-то личное, интимное. То есть я говорю об этом с людьми, если они хотят. Вот вы говорите, что я прошел через трудные, темные моменты в своей жизни… Каждый в своё время проходит через них. Это часть нашей жизни. Важно то, как ты их преодолеваешь. Иногда единственным спасением от тьмы становится музыка. Я хочу сказать, сколько раз в жизни вы испытывали восторг, включая любимую песню, делающую вас счастливым? Или вот вы злы и включаете песню, которую вы слушаете, когда чувствуете злость. У тебя есть парень, которому ты хочешь заехать в нос, и ты включаешь песню, от которой у тебя появляются мысли «Черт, как бы я хотела тебя сейчас стереть в порошок». Или песня, которую ты слушаешь и думаешь «Не могу дождаться встречи с друзьями, скоро мы пойдем веселиться!». Некоторые песни делают тебя счастливым, а некоторые подливают масла в огонь.
Я не пытаюсь учить людей жизни, потому что сам за свою жизнь наделал много ошибок. Так что для меня сказать «Хэй, теперь у меня есть ответы»… хм, ну, может быть теперь и есть, но очень долгое время их не было. И я не думаю, что это дает мне какое-либо право говорить людям, как надо жить.
Что вы думаете о нынешнем состоянии метал-музыки? Какие новые жанры и тренды вы любите, а к каким относитесь с презрением?
Что ж, лично я люблю такой метал, где люди поют. Я не большой фанат скриминга. Это делает меня в какой-то степени непопулярным для многих молодых команд, у которых вокалисты не поют, а орут. Я уже говорил одному из ваших коллег ранее: «Когда в последний раз вы слышали пластинку, которая изменила вашу жизнь? К примеру когда вы услышали Appetite for Destruction? Или Peace Sells…But Who’s Buying? Или Kill ’em All? Или пластинку, прослушав которую, вы подумали: «Бог мой, моя жизнь теперь изменилась!»». Я годами не слышал такой группы, послушав которую скажешь: «Эти ребята когда-нибудь дорастут до группы со статусом.» Уже очень давно я не слышал таких альбомов.
SuperCollider стал первым альбомом, выпущенным на Tradecraft – вашем новом лейбле. Разумеется, этому сопутствовали немалые изменения в сравнении с обычным ходом вещей. Легко ли вы прошли через эти перемены или же вам потребовалось некоторое время, чтобы приспособиться к новым условиям?
Я ничего не знал о Tradecraft. Когда мы подписали контракт с Universal, я думал, что мы просто подписали контракт. Это было удивительным сюрпризом, когда нам сказали «вам надо придумать название для своего лейбла». Я подумал «Чт…чт..ЧТО?» Что вы говорите?!». «Мы дадим вам ваш собственный лейбл, вам осталось только название придумать». Я подумал, как же это офигенно здорово! Вот тогда мы и придумали название Tradecraft.
Самая классная вещь в этом — то, что чем больше я узнаю о лэйбле, что он из себя представляет, а что не представляет, тем больше в будущем это сыграет мне на руку, когда мы начнем подписывать контракты с группами. Мне будет легко подцепить какого-нибудь богатея с миллионами долларов для того, чтобы подписать кучу групп и сделать кучу альбомов. Но действительно ли я хочу подписать кучу групп и сделать кучу альбомов, или я все же хочу найти еще группы наподобие Megadeth, Metallica, Guns’n’Roses, Iron Maiden? Вот что я хочу делать. Я хочу найти группу, которая при подписании соглашения с Tradecraft будет подавать огромные надежды. А должна ли она играть именно метал? Да нет, это может быть группа вроде Soundgarden. Это может быть панк рок типа Sex Pistols, кто знает. И еще мне нужно будет самому принимать немалое участие в работе групп на лейбле. «Да, мы сделаем вот так и вот причины почему, а вот тут поступим таким образом – потому что так будет лучше. Если будут вопросы, я тут».
Вначале, когда мы впервые подписали контракт с Capitol, у нас были именно такие взаимоотношения. Но одной из причин, почему же мы все-таки ушли оттуда, была в том, что мы продержались на лейбле 17 лет, и за это время у них сменилось 7 президентов. Это получается где-то каждые два с небольшим года появлялся новый президент лейбла. И они не хотят продолжать дело со старыми группами, с этого им нет никакой выгоды. Они хотят подписать следующих Nirvana или Def Leppard. Они не хотят прийти и увидеть кучу групп, которые давно здесь сидят
Музыку Megadeth можно услышать в нескольких компьютерных играх – взять хотя бы саундтреки к Duke Nukem Forever и Gears Of War. Было ли это обычной коммерческой сделкой, или вам действительно интересны видеоигры?
Да и да (смеется). Это довольно простой акт лицензирования — мы не делаем процесс создания музыки сложным для игровых компаний. Когда у нас появляется возможность сделать музыку для Duke Nukem, Gears of War, GTA и других многочисленных игр за все эти годы… Это здорово, таким образом мы продвигаем нашу музыку. Мы делимся с людьми своей игрой на гитаре, и это для меня очень важно. Ведь мне чертовски повезло иметь работу, которую я люблю, и быть способным оплачивать счета. И я поступаю так вовсе не потому что мне нужны деньги, а просто потому что так надо. Иногда мне выдается какая-нибудь возможность и я говорю ей «нет», потому что это неправильно. Помню, однажды мне предложили 100000 долларов за то чтобы я снялся в рекламе лекарства. Мне нужно было просто сказать, что я пользовался этим лекарством, хотя это было бы неправдой. Я отказался. Хотя знаете, сто тысяч долларов – это очень большие деньги.
Текст: Лана Альтерова
Оригинал статьи на Роккульте