В 2017 году был переиздан альбом Radiohead 1997 года “OK Computer”. 20 лет назад пластинка вышла на снижении популярности бритпопа, он постепенно сходил на нет, уступая место так называемому «альтернативному року». Сами Radiohead возьмут паузу до 2000 года, и запишут уже нечто совершенно иное – альбом “Kid A”.
1997 вообще для многих групп и исполнителей оказался годом, в котором либо записана лучшая пластинка, либо последняя (она же лучшая), либо та, после которой группа замолчит на несколько лет, а потом, как и Radiohead, выпустит что-то совершенно новое для себя и поклонников.
Начнём, пожалуй, с близких по сцене Radiohead, The Verve. Их третий студийный альбом “Urban Hymns” занял первое место в чартах Великобритании, Новой Зеландии и Швеции, пятикратно стал платиновым в разных концах планеты. Следующая пластинка выйдет лишь в 2008. Но, возвращаясь к “Urban Hymns”, можно с абсолютной уверенностью сказать, что это – вершина творчества британцев. “Bitter Sweet Symphony” играла буквально отовсюду, за целых два года никому не надоев, попала в 1999 году в саундтрек к «Жестоким играм». Но, кроме этого безупречного хита, вся пластинка слушается, что называется, на одном дыхании: все 1 час и почти 15 минут. Невозможно лиричная “Sonnet” сменяется резкой “The Rolling People”. А после – вновь гимн светлой меланхолии “The Drugs Don`t Work”. Вообще весь альбом построен на чередовании лиричных песен с такими «чисто бритпоповскими» композициями в духе “Space And Time”, и откровенно заигрывающими с психоделическим звучанием, как, например, “Neon Wilderness”. А попробуйте вслушаться в басовую партию “This Time”, вас ждёт настоящий катарсис. В 1998 выйдут ещё “Radio Sessiosns”, а в 2000 Ричард Эшкрофт запишет прекрасную сольную пластинку, и точка в бритпопе будет поставлена окончательно.
Portishead записывают “Portishead”. Обычно название альбома и группы дублируется на первой пластинке, но вот бристольцы решили, что должно быть именно так. Конечно, после “Roads” с их дебютного альбома сложно было ожидать нечто его превосходящее. Но буквально первый трек “Cowboys” с монотонным терзанием гитарных струн и дополняющим его скретчем слушателя просто вдавливает в спинку кресла, а того, кто стоит, заставляет сесть. Ну а дальше только по нарасатющей: “All Mine” снова с прекраснейшей гитарой и гениально вписанными духовыми. В отличие от первого альбома “Dummy”, здесь можно услышать, на что способны голосовые связки Бэт Гиббонс: сравните “Seven Month” и следующую за ней “Only You”. Наверное, этот альбом можно назвать «нуарным»: каждая песня, кажется, прекрасно легла бы на чёрно-белую детективную киноисторию, в которой было бы много дождя на окнах авто, сигарет, обтягивающих платьев и мужчин в шляпах. А финальная “Western Eyes” словно для такого кино специально и написана. Следующая пластинка “Third” выйдет лишь в 2008 г.
Не такую длительную (всего до 2001 года) паузу после 1997 г. возьмёт и Bjork, записав красивейший “Homogenic”. Её музыка, конечно, не самая привычная. Просто так поставить Bjork, и начать в такт качать головой не всякий сможет. К ней нужно немного привыкнуть: и к голосу, и к аранжировкам, и к непривычным инструментам. Но совершенно точно можно говорить, что второй трек с “Homogenic” под названием “Joga” даже любителя эстрадного жанра заставит прислушаться. А влюбит в себя Bjork уже следующей “Unravel”: с самого-самого начала, где она произносит что-то похожее на «ца-ца.. ца-ца-аа-аа» на фоне умиротворяющего гула. И постепенно песня разворачивается, словно распускается цветок, и голос Bjork дробится на части, и вот их уже небольшой хор, поющих каждый своё, но, сливаясь в нечто гармоничное. Здесь можно услышать и танго: “Bachelorette”, и сказочную “Immature”, и совершенно безумное техно “Pluto”. А вот заканчивать прослушивание этого альбома хорошо бы с визуализацией, тем более что на последний трек “All is Full of Love” снят потрясающий клип.
Вот, если Bjork “Homogenic” послушает-таки, рано или поздно, и неподготовленный слушатель, то с супер-популярным “The Fat Of The Land” The Prodigy ситуация обратная – даже самый занудный ценитель каких-нибудь Autechre и не признающий ничего больше, мимо не пройдёт при первых же звуках “Firestarter”: уж слишком сильно выделяется эта пластинка. Ну что писать про “The Fat Of The Land”? Вы же прекрасно её помните. Но точно её стоит переслушать. Настолько разношёрстные треки, слитые в нечто единое и монолитное, примиряющие поклонников техно, панка, брейкбита, хип-хопа. Это, конечно, смелая авантюра – в один альбом вписать “Breathe”, “Diesel Power”, “Narayan” и “Fuel My Fire”. Последняя в оригинале принадлежит, кстати, L7. Ну и, конечно, Кит Флинт в клипе “Firestarter” прекрасен! Ждать следующего альбома нам пришлось целых 7 лет.
20 лет назад мы внимательно смотрели MTV. Смотрели с готовностью в нужный момент нажать кнопку “REC.” на видеомагнитофоне. И вот в один из таких моментов на экране появилась темнокожая певица с синими губами, которая очень энергично и зло поёт: “Back with another one of those block rockin` beats!” Встречайте, “Dig Your Own Hole” The Chemical Brothers. Если The Prodigy замешивали тесто из брейкбита и панка, меняя стиль от трека к треку, то The Chemical Brothers стирали эти условные музыкальные границы более деликатно. Да, “Block Rockin` Beats” и “Setting Sun” – это такие образцы брейкбита, но послушайте последнюю внимательно. Кого вы там слышите? Верно, это Ноэль Галлахер из Oasis. Или финальный трек “Where Do I Begin” – это словно электро-реинкарнация хиппи, непреодолимо веет от неё духом цветов и свободы. Хиппи и электро? Да ну, бросьте… Всё просто – запись сделана при участии фолк-певицы Бет Ортон. Согласитесь, гениальный ход – пригласить фолк-исполнительницу в электронный проект! Эту же композицию мы услышим в 2001 году в фильме “Ванильное небо”. Как же она там к месту!
В общем, это были прекрасные альбомы. В следующий раз о том же годе, но о других пластинках.