Наши юристы проконсультируют Вас по всем интересующим Вас вопросам
Запишитесь на бесплатную консультацию у нас на сайте: http://www.headslegal.ru/
Или позвоните по телефону: +7(495)988-97-98
(с пометкой Яндекс Дзен)
Как известно, в конце ноября, в Государственную Думу был внесен очередной законопроект, касающийся долевого строительства и инициирующий существенные изменения в данной сфере регулирования, ответственности застройщика и пр.
Так, стоит отметить, что все нововведения, которые уже были приняты или только обозначены в качестве потенциальных законодательных инициатив, имеют одну важнейшую цель – защитить права дольщиков, сократить количество обманутых покупателей, вложившихся в строительство и оставшихся ни с чем. Таким образом, очередная законодательная инициатива направлена на возложение солидарной ответственности, как на застройщика, так и на контролирующих лиц.
Прежде всего, необходимо разобраться, что представляет собой понятие «контролирующее лицо». В законопроекте нет положений, которые конкретизировали бы, как установить факт контроля.
В теории, можно определить, что контролирующее лицо – это лицо, которое имеет право давать предписания или определять алгоритм действий застройщика. Согласно изменениям, внесенным в середине лета в Закон «О банкротстве», законодательство относит к контролирующим лицам тех, кто каким-либо образом мог извлечь выгоду из недобросовестного поведения руководителей органов юридического лица. Таким образом, даже в случае отсутствия формальных признаков причастности лица к номинальному руководству, в данном случае к застройщику, бенефициар – контролирующее лицо - более не сможет уклоняться от ответственности, оставаясь в тени.
Теперь же, если законопроект будет принят, суды смогут самостоятельно определять степень заинтересованности лица и его влияния на застройщика, чтобы впоследствии применить к нему нормы о солидарной ответственности. Притом, что бремя доказывания о своей непричастности лежит на лице, привлекаемом к солидарной ответственности. Законопроект содержит разъяснения относительно тех, кто может являться контролирующими лицами, но перечень не ограничен, тем самым давая широкую дискрецию по определению факта заинтересованности российским судам.
Представляется, что подобная диспозитивность в вопросе оставления данного факта на усмотрение того или иного суда, может пагубно отразиться на процессе взыскания убытков в пользу дольщиков. Отсутствие четкого механизма позволит судам по-прежнему исключить не менее важных, чем застройщиков лиц, из круга субъектов, привлекаемых к ответственности.
В качестве положительного момента и более надежного определения статуса лиц, имеющих отношение к тому или иному объекту, можно отметить обязанность застройщиков по раскрытию информации относительно структуры учредителей застройщика и раскрытия взаимосвязей между ними, а также сведений, касающихся бенефициарных владельцев, которые могут распоряжаться голосами (> 5%) в отношении акций. Данное положение, согласно пояснительной записке к законопроекту, также относится к усилению ответственности бенефициаров.
Пока сложно спрогнозировать, какие последствия вызовет данный акт, в случае его принятия. Необходимо учитывать также недавнее Поручение Президента, касающееся усиления контроля за застройщиками в долевом строительстве, которое фактически приведет к отмене долевого строительства, в целом, либо к коренной реформе данной сферы. Тем не менее, на сегодняшний день, стоит отметить, что защита прав дольщиков является слабым местом законодательного регулирования долевого строительства и не отличается высокой эффективностью работы его механизмов.
HEADS Consulting с 1995 года работает на российском рынке юридических и консалтинговых услуг и входит в ТОП-30 лучших юридических компаний России.