Найти в Дзене
КП Наука

Российский миллиардер вручил лучшим зарубежным ученым 22 миллиона долларов

В воскресенье вечером прошла церемония вручения самой солидной денежной премии в истории науки Breakthrough Prize, созданной российским бизнесменом и инвестором Юрием Мильнером

3 декабря 2017 года лучшие умы мира собрались в Исследовательском центре Эймса NASA в Кремниевой долине на очередное вручение самой большой в денежном эквиваленте научной премии в мире. В этом году призовой фонд Breakthrough Prize составил 22 миллиона долларов, поделенных между лучшими физиками, биологами и математиками мира.

Ведущим церемонии вновь стал актер Морган Фримэн. Среди почетных гостей были звезды Голливуда Мила Кунис, Керри Вашингтон и Эштон Катчер, режиссер Рон Ховард, Мисс США 2017 Кара Дейдра Маккалоу, игроки Национальной футбольной лиги и прочие знаменитости. Музыкальные номера исполнили модный рэпер Уиз Халифа и китайская актриса и музыкант Нана Оу-ян.

Знаменитый актёр Морган Фримэн во второй раз стал ведущим церемонии награждения
Фото: скриншот видео
Знаменитый актёр Морган Фримэн во второй раз стал ведущим церемонии награждения Фото: скриншот видео

Что такое Breakthrough Prize?

Премия Breakthrough Prize впервые была учреждена в 2012 году Юрием Бенционовичем Мильнером – российским миллиардером, инвестором и венчурным капиталистом, начинавшим карьеру во Всемирном банке, а затем работавшего генеральным директором в брокерской компании Михаила Ходорковского.

Впоследствии Мильнер стал заместителем председателя правления банка «Менатеп».

Позже он вместе Григорием Фингером основал интернет-компанию,как вновь создавашую, так и скупавшую уже существующие на российском рынке сервисы и порталы. После ряда покупок и слияний в 2001 году она превратилась в Mail.ru. В 2009 году Мильнер создал фонд DST Global, владеющий долями в Facebook, Groupon, WhatsApp, Twitter, а также множестве стартапов и высокотехнологичных фирм.

Уже в первый год Breakthrough Prize в 2,5 раза превосходила Нобелевскую премию, но давали ее только за открытия в области фундаментальной физики. Впоследствии к финансированию премии присоединились основатель Facebook Марк Цукерберг со своей женой Присциллой Чан, сооснователь Google Сергей Брин и другие известные деятели интернет-бизнеса и образования. После этого появились отдельные призы в области биологии и математики. В этом году поддержку также оказали и китайские бизнесмены: Джек Ма (Alibaba Group), Ма Хуатэн (Tencent) и другие.

За что дали премию Breakthrough Prize 2017 в области фундаментальной физики?

Три миллиона долларов поделят между собой 27 астрофизиков и инженеров из команды WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe) – Зонда микроволновой анизотропии Уилкинсона – космического аппарата NASA, предназначенного для изучения реликтового излучения, образовавшегося после Большого взрыва.

Из 27 ученых наибольшие доли получат Чак Беннет (Университет Джонса Хопкинса), Гэри Хиншоу (Университет Британской Колумбии), Норман Джаросик, Лаймэн Пэйдж и Дэвид Спергель (все – Принстонский университет). Эта команда исследователей совместно с инженерами из NASA построила и запустила Зонд микроволновой анизотропии Уилкинсона в 2001 году. Больше 10 лет он предоставлял астрофизикам информацию, позволившую создать карту космического микроволнового фонового излучения. Эта карта позволила уточнить данные о происхождении и эволюции Вселенной.

Например, астрофизики подтвердили представление об ускоренном расширении Вселенной и ее составе, где 4 процента – это обычное вещество (видимая материя, из которой звезды, планеты и даже мы – люди), 23 процента – загадочная темная материя и 73 процента — еще более таинственная темная энергия.

Другим результатом стало подтверждение гипотезы, что наша Вселенная «плоская» – это означает, что два луча света всегда распространяются по ней параллельно, как если бы они двигались по плоскости. Дело в том, что пространство-время можно представить как ткань, натянутую на огромный барабан, причем этот барабан постоянно расширяется, все более и более растягивая ткань на себе.

При этом, как известно, любое тело обладает гравитацией – от карликовой планеты, где она не очень большая, до черной дыры, где она максимальна. Черная дыра при этом выглядит как тяжелый шар, заметно продавливающий ткань на барабане, а карликовая планета как мячик для пинг-понга – не оставляет на ней и вмятины. Но в любом случае количество материи во всей Вселенной остается однородно распределенным – нигде тяжелые шары не продавливают ткань так, чтобы ее полностью утянуло вниз, заставив Вселенную схлопнуться, в этом случае наблюдаемые лучи света постепенно бы сходились в одной точке.

Но нигде не обнаруживается и недостатка материи, иначе бы расширение барабана прорвало бы ткань пространства-времени и лучи света расходились бы в разные стороны. Но по всем наблюдениям они остаются параллельными, а значит Вселенная «плоская», и данные WMAP это убедительно подтвердили.

За что дали премию Breakthrough Prize 2017 в области наук о жизни?

Всего в этой номинации наградили пятерых ученых, при этом каждый из них получит по 3 миллиона долларов.

Первый – Дон Кливленд из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Его заслуга – изучение на молекулярном уровне патогенеза таких заболеваний как боковой амиотрофический склероз, включая определение роли глиальных клеток в его развитии (глия – вспомогательные клетки нервной системы, осуществляющие питание нейронов, поддерживающие их в определенном положении и многое другое), болезни Альцгеймера и хореи Гентингтона.

Он впервые указал на роль тау-белков в возникновении болезни Альцгеймера и разработал несколько видов генной терапии против всех вышеперечисленных нейродегенеративных заболеваний, включая подавление активации ряда связанных с ними генов, например, специальное лекарство, позволяющее отключить гены, ассоциированные с хореей Гентингтона. Только в этом году более 400 детей с наследственным заболеванием – спинальной мускульной атрофией, не позволяющей малышам нормально глотать, ползать и ходить получили курс терапии, созданный доктором Кливлендом.

Следующий лауреат – Джоан Чори из Института биологических исследований Солка в Калифорнии. Она 30 лет изучала молекулярные механизмы, позволяющие растениям определенным образом реагировать на солнечный свет или ночную тьму, запуская процессы фотосинтеза и роста. Ей удалось в деталях изучить,, как растения «чувствуют» свет и реагируют на него, для чего исследовательнице пришлось вырастить не одну сотню генетически модифицированных образцов в условиях полной темноты.

Третий лауреат – Ким Нэсмит из Оксфордского университета. Его отметили за впечатляющее открытие, идея которого пришла ему во время скалолазания. Нэсмита долгое время мучил вопрос: как цепочка ДНК протяженностью более двух метров упаковывается внутри клетки, не запутываясь и не образуя узлов? Ведь стоит нам

положить пару наушников в карман, как потом их приходится долго распутывать.

Третий лауреат – Ким Нэсмит из Оксфордского университета. Его отметили за впечатляющее открытие, идея которого пришла ему во время скалолазания
Фото: скриншот видео
Третий лауреат – Ким Нэсмит из Оксфордского университета. Его отметили за впечатляющее открытие, идея которого пришла ему во время скалолазания Фото: скриншот видео

Если предельно упростить озарение ученого, то он предположил, что ДНК подобна альпинистским веревкам. И для них существуют «карабины», в которые их можно продевать. Вскоре он их экспериментально обнаружил. Ими оказались белковые комплексы когезина в виде одиночных или спаренных колец. Цепочки уже достаточно плотно упакованной на более раннем этапе ДНК «продеваются» в такие кольца и образуют петли, однако их размер ограничен, так как есть еще специальный белок-«пробка», расположенный на «веревке»-ДНК и закупоривающий «карабин»-когезин, регулируя размер петли, что и не дает в итоге ДНК спутаться.

Четвертый и пятый лауреаты – Питер Уолтер из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Казутоси Мори из Университета Киото. Оба они получили премию за открытие «системы контроля качества» сворачивания белков внутри клетки.

Основным строительным материалом жизни являются белки. Они выполняют буквально все важнейшие функции, необходимые для поддержания жизнедеятельности организма, но только если имеют правильную «форму» – строго определенную пространственную структуру, которая возникает при спонтанном сворачивании цепочки из множества пептидов. Однако белки далеко не всегда сворачиваются верно, и если так происходит, то это несет настоящую угрозу смерти организму. К примеру прионы – белки с неправильной третичной структурой – вызывают коровье бешенство или губчатую энцефалопатию головного мозга, что способна передаваться и человеку. Но по счастью, внутри клеток есть своя «полиция», отслеживающая такие белки и уничтожающая их.

За что дали премию Breakthrough Prize 2017 в области математики?

Альфред Нобель обделил математиков своим вниманием и наградами. И хотя в мире существует две почетные математические премии – Филдса и Абеля, появление новой, да и еще столь солидной награды в области, что подстегивает все высокотехнологические разработки, очень важно.

В этом году по 3 миллиона долларов получат Кристофер Хэкон из Университета Юты и Джеймс Маккирнэн из Калифорнийского университета в Сан-Диего за вклад в бирациональную алгебраическую геометрию. Ничего уже непонятно?

Тогда вот так. Вспомните свои уроки рисования, и как вы пытались изобразить трехмерные предметы в двумерном рисунке на холсте. Иногда это удавалось. Но что если бы вас попросили изобразить 4-х или 5-ти мерные объекты? Вот-вот. А двое британских математиков, ныне работающих в США, смогли разработать систему правил, позволяющую создавать проекции абстрактных объектов, имеющих более 1000 измерений на поверхности с гораздо меньшим количеством измерений.

Почему нет ни одного россиянина?

Логично было бы предположить, что премия, созданная россиянином, должна поощрять не только американских, азиатских и европейских ученых, но и хотя бы некоторых исследователей, имеющих российское происхождение. И если в области биологии у нас радикальное отставание от США, в астрофизике мы все-таки участвуем в коллаборациях, открывших гравитационные волны, но в целом идем на вторых ролях, то, по крайней мере, в математике сильные ученые у нас есть и по сию пору, включая множество лауреатов Филдсовской премии. Столь однозначная ориентированность на западную науку означает либо нежелание поддерживать отечественную науку, либо, что еще более вероятно, просто отсутствие в России конкурентоспособной науки на уровне передовых достижений. И это закономерный итог всего ее постсоветского существования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мифы о цифровом поколении разоблачены: молодым интересны Ремарк и родители