Проект строительства Некрасовского моста через реку Вологду благополучно «похоронен» вместе с 12 миллионами бюджетных рублей, потраченных на разработку проектной документации.
Решать транспортную проблему власти предлагают за счет реконструкции и расширения Октябрьского моста, которому в этом году исполнилось 86 лет.
БЕЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ
Октябрьский мост был построен в Вологде по проекту ученого инженера-мостостроителя, академика АН СССР Георгия Передерия в 1931 году. Сооружение состоит из трёх арочных пролётов, центральный из которых — судоходный. Камень для облицовки опор, устоев моста и парапета был привезен из Харовского района.
Несмотря на то, что большинство мостов, спроектированных архитектором Георгием Передерием в СССР, сегодня перестроены, а Октябрьский мост до сих пор сохраняет свой первозданный вид, он не является памятником историко-архитектурного наследия и не имеет охранных обязательств.
«Нет, Октябрьский мост не входит в реестр охраняемых памятников, — подтвердил «Премьеру» начальник управления культуры и историко-культурного наследия администрации города Вологды Николай Дьяков. — Пока не входит. Однако сегодня принят план, закрепляющий границы исторических поселений Вологды. Октябрьский мост является частью этого плана».
Границы исторических поселений до 2017 года должны быть утверждены согласно поправкам ФЗ от 30 декабря 2015 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Все градостроительные работы в границах исторических поселений требуют дополнительных согласований в историко-культурных ведомствах.
«Пока план не утвержден, — пояснил Николай Дьяков. — Однако даже после его утверждения работы по расширению Октябрьского моста можно будет проводить без специальных разрешений Минкультуры».
ДВА БЕРЕГА У ОДНОЙ РЕКИ
То, что Вологде не хватает как минимум двух мостов, чтобы связать два берега реки, стало ясно еще в 2007 году. В 2008 году вопросом занялся городской отдел архитектуры и градостроительства.
«Мы проводили исследования, — рассказал нам бывший заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Вологды, архитектор Владимир Лукин. — Уже на тот момент было понятно, что транспортная проблема есть, и она будет только усугубляться. Обсуждали строительство двух мостов — Южного и Северного».
По замыслу, Южный мост через реку Вологды должен был соединить микрорайон улицы Конева через Флотский переулок с улицей Судоремонтной. А Северный — створ улицы Некрасова с проспектом Победы.
«С учетом того, какие районы планировалось в ближайшие годы отдать под застройку больших микрорайонов, перспективным был все-таки Южный мост. Для сравнения: расчетная нагрузка Южного моста в перспективе составляла 40 тысяч автомобилей в сутки, Северного — 10 тысяч автомобилей. Очевидно, что нужно было проектировать в первую очередь Южный мост», — отмечает Владимир Лукин.
«ТРЕСТ», КОТОРЫЙ ЛОПНУЛ
Однако в планы на ближайшее будущее попал именно Северный мост. Осенью 2013 года, практически одновременно с открытием Белозерского путепровода, администрация города заключает контракт стоимостью 12 миллионов рублей под названием «Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по строительству мостового перехода через реку Вологда и автодороги от перекрестка улицы Некрасова с улицей Чернышевского до транспортной развязки через железную дорогу Москва — Архангельск в городе Вологде» с Санкт-Петербургским ОАО «Мостостроительный трест №6». Согласно условиям контракта, до конца 2014 года предприятие должно было подготовить проект будущего сооружения.
Проект действительно впечатлял. И красивый вантовый мост, который представили архитекторы, стоимостью в 1,3 миллиарда рублей администрация города полностью одобрила. Однако строительство все откладывали. Сначала — на 2016 год с увеличением финансирования до 2,5 миллиарда рублей, затем — на 2017 год, где стоимость составила уже более 3 миллиардов рублей, а сейчас стало понятно, что никакого нового моста в принципе не будет.
К слову, 22 марта 2016 года решением Арбитражного суда Московской области ОАО «Мостостроительный трест №6» было признано банкротом.
ПОВРЕМЕНИМ…
При доходе муниципального бюджета в 6,3 миллиарда рублей муниципальный долг Вологды на сегодняшний день составляет 2 миллиарда 236 миллионов рублей. Ясно, что лишних миллиардов у Вологды нет, а помощи со стороны областной столице ждать не приходится.
«Мы понимаем, что строительство нового моста повлечет колоссальные финансовые затраты, поэтому к решению этой проблемы необходимо подходить постепенно, — считает мэр города Сергей Воропанов. — Стоимость проекта — более трех миллиардов рублей. При этом мост исключительно муниципальный. Он не является транзитным и не соединяет региональные или федеральные трассы, поэтому заявиться в Минтранс или Росавтодор на софинансирование проекта фактически нереально».
Любопытно, что, пока в Вологде проектировали и обсчитывали в сторону увеличения строительство нового моста, в Череповце тоже решали аналогичную проблему, но только в сторону уменьшения, — за два года построив новый мост через реку Кошту, затратив вместо запланированных 100 миллионов рублей — всего 40. Четырехполосный путепровод соединил Череповец с промышленной зоной химического комбината и федеральной трассой Вологда — Новая Ладога. Деньги были выделены из областного и городского бюджетов. Открыли новый мост 4 ноября ко дню рождения города.
НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО?
«Реконструировать мост постройки 1931 года? — озадачен один из авторов проекта реконструкции Каменного моста в Вологде Владимир Лукин. — Наверное, нужно спросить специалистов. Однако мы видим, что он разрушается. Кроме того, реконструкция моста и увеличение до четырех полос приведет к дополнительному привлечению транспорта. Транспортный поток увеличится, а это совсем нехорошо для исторического центра города. Добавлю, и это моя личная позиция, что, несмотря на то, что Октябрьский мост не является памятником архитектуры, для меня он памятник и есть».
Владимир Лукин убежден, что Октябрьский мост — это фактически уникальное сооружение. «В свою очередь я бы предложил задуматься о строительстве одного-двух пешеходных мостов в Вологде. Зимой я наблюдаю, как вологжане переходят реку по льду. Таких пешеходов много, и это заставляет задуматься о целесообразности недорогих пешеходных сооружений. Возможно, подвесных», — предлагает архитектор.
«Премьер» обратился к специалистам в области мостостроения с вопросом, возможен ли вообще такой проект, как реконструкция Октябрьского моста.
«Возможен, — говорит главный инженер проектов мостостроения проектно-изыскательского института «Севзапдорпроект» Сергей Алехин. — Раньше строили на совесть. Посмотрите на сооружение, загляните под него, и вы увидите, какая мощная арматура проложена. Можно сказать, благодаря этой арматуре мост и сохраняется до сих пор, несмотря на то, сколько слоев асфальта на него уже уложено».
По мнению нашего эксперта, нужны изыскания, которые помогут определить качество и сохранность опор. «Вот только сейчас экспертиза требует освидетельствования фундамента, а это, скорее всего, невозможно. Мы не знаем, какой там фундамент. Тут может возникнуть проблема. Конечно, новый мост построить и легче, и лучше. Транспортная проблема в Вологде очевидна, и ее нужно решать. Насколько мне известно, сегодня идет работа над предложенным проектом. Некрасовский мост хотят сделать меньше, удешевив строительство. Работают проектировщики из Москвы», — уточнил Сергей Алехин.
В свою очередь заместитель мэра Вологды Антон Мусихин говорит, что к проекту реконструкции Октябрьского моста город приступит уже в 2018 году: «Если потребуется, можно разобрать, укрепить и собрать опоры, не меняя внешнего вида сооружения, а вот перекрытия нужно менять полностью. В 2018 году будет разработан проект, и я думаю, что в 2019 году мы начнем работу по расширению Октябрьского моста».