Название компании курьерской доставки SF Express известно не только в Китае, но и за рубежом. Один из лучших логистических сервисов, работающий сегодня и с Россией, открывает отделения даже в самых маленьких населённых пунктах страны. Человека, практически единолично управляющего второй по размеру в стране компанией экспресс-доставки, зовут Ван Вэй, и он не даёт интервью. Что же нам удалось выяснить о нём?
Ван Вэй (王卫)
1970 года рождения
основатель компании SF Express
4-е место в списке самых богатых людей Китая по версии Forbes China (2016)
личное состояние оценивается в 150 млрд юаней (2017)
Компания SF Express (顺丰快递), зарегистрированная в городке Шуньдэ (顺德) в провинции Гуандун в 1993 году, к 2016 году имела годовой доход в 57,5 млрд юаней, а число занятых сотрудников составило 120 тысяч человек. Руководит этой логистической империей Ван Вэй (王卫). Он родился в Шанхае в 1970 году, позже переехал в Гонконг, а сегодня работает преимущественно с материковым Китаем.
Согласно рейтингу Forbes China Rich List от 27 октября 2016 года, Ван Вэй занимает четвертое место в списке богатейших людей Китая. Осенью 2017 года, по информации рейтинга Hurun (胡润), состояние Ван Вэя, занявшего шестую строчку рейтинга, оценивалось в 150 млрд юаней. Он очень редко даёт интервью и жестко контролирует своих сотрудников. В апреле 2011 он публично ответил на вопросы журналистов впервые за 18 лет, пролив свет на некоторые факты биографии и поделившись принципами управления успешным проектом.
Отец Ван Вэя был переводчиком русского языка при ВВС КНР, мать была преподавателем университета в провинции Цзянси. Когда мальчику исполнилось 7 лет, вся семья перебралась в Гонконг, где после окончания средней школы Ван Вэя направили к дяде работать подмастерьем.
Столкнувшись с логистическими трудностями при отправке образцов и заказов печатной продукции и красок из провинции Гуандун в Гонконг и видя растущий интерес гонконгских предпринимателей к фабрикам близлежащих провинций, Ван Вэй решил, почему бы не решить эти проблемы самостоятельно и не заняться доставкой заказов. Так, в начале девяностых, когда реформы Дэн Сяопина стали ощутимо менять торгово-экономический ландшафт провинции, 22-летний Ван Вэй занял у отца 100 000 юаней и создал с партнёрами специальную компанию экспресс-доставки по провинции и в Гонконг. Когда компания только начала обрабатывать первые заказы, в офисе числилось всего шесть человек, а Ван Вэй собственноручно возил рюкзаки с посылками через границу с Гонконгом, работая по 15-16 часов в день.
В 2002 году Ван Вэю удалось объединить власть в своих руках, а его партнёры покинули компанию. SF Express успешно переключилась с системы франчайзинга на прямую систему управления, создала собственную штаб-квартиру в Шэньчжэне, постепенно выходя на новый уровень. Тем не менее, Ван Вэй принял решение отказаться от любого внешнего финансирования, совместных проектов и делегирования своих полномочий кому бы то ни было, централизуя власть в компании.
2003 год стал поворотным для SF Express. Весной того года в регионе вспыхнула атипичная пневмония (SARS), и кризис стал отличной возможностью для продвижения бизнеса в индустрии экспресс-доставки в Китае – люди попросту боялись выходить из дома и вызывали курьера. После резкого увеличения количества заказов был подписан контракт с Yangtze River Express (扬子江快运), сделав SF Express первой частной компанией экспресс-доставки в Китае, использующей собственные грузовые самолёты.
К 2010 году темпы роста компании составили 50% в год, юридические тонкости организации работы курьерских служб прояснились, технологии и инфраструктура заметно усовершенствовались, а в отделениях компании по всему Китаю и в некоторых зарубежных офисах уже работало 80 тысяч сотрудников. В 2012 году руководитель этой преуспевающей логистической компании был избран человеком года по версии CCTV. Подходя к IPO в 2013 году, Ван Вэй продал 25% акций консорциуму инвесторов во главе с CITIC Capital Holdings Limited. 13 августа 2017 года на двенадцатом Конгрессе Федерации промышленности и торговли провинции Гуандун Ван Вэй был избран почётным председателем Генеральной торговой палаты провинции.
Строя систему отношений в своей компании, Ван Вэй опирается не на вертикальную структуру власти, а на распределение обязанностей. При этом во всём присутствует строгий контроль и подчинение его единоличному мнению. Основная цель его бизнеса – не заработок денег, а чёткая и отлаженная работа системы. Без сомнения, управлять таким огромным количеством сотрудников невозможно без сильной корпоративной культуры и личности основателя компании.
Для повышения эффективности работы используется система начисления комиссии за обработанные курьером заказы: базовая зарплата сотрудника составляет всего 700-1200 юаней, остальное зависит от качества работы и скорости обработки заказов. В итоге ежемесячный доход усердного и внимательного курьера достигает 10 тысяч юаней. Кроме того, в компании применяется строгая система баллов, высчитываемых за внешний вид, поведение, скорость выполнения заданий, плохие отзывы и опоздания, от которых зависит дальнейшая работа в компании и оклад.
Один из богатейших людей Китая, состояние которого превысило состояние популярного у прессы Джека Ма, привлекает внимание не только представителей средств массовой информации и папарацци: менеджеры инвестиционных банков ищут его и пытаются «случайно» оказаться на одном ужине или на одном рейсе с Ван Вэем.
Детище Ван Вэя — SF Express — в настоящее время занимает второе место по масштабу логистических перевозок в стране, уступая только гиганту EMS, твердо удерживая 18% внутреннего курьерского рынка. Однако эксперты считают, что если компания не станет более открытой к влияниям извне, а также не распространит свои услуги в ближайшее время на страны азиатского региона, то, возможно, из-за снижения прибыли и нарастающей конкуренции Ван Вэю придётся пересмотреть свои принципы управления логистической империей SF Express.
Для заглавной иллюстрации использовано фото ecommerceiq.asia.
Читать истории других китайских предпринимателей
Вам понравилась наша статья? Жмите "палец вверх" 👍 Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях.
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram.