Найти в Дзене
МИСТЕР МИТСУБИСИ

Объект 279 - тяжелый монстр советской эпохи

Бронетанковый музей в подмосковной Кубинке — один из крупнейших в мире музеев, экспонирующих бронетехнику различных видов и исторических периодов, и среди множества образцов сложно не обратить внимание на четырехгусеничного монстра с маркировкой "Объект-279".

В 1950-е годы в СССР сложилась непростая ситуация с тяжелыми танками, коих на вооружении Красной Армии стояло четыре модели:

1. Прошедший Великую Отечественную войну танк ИС-2 – устарел и уже не отвечал требованиям времени (главным образом по защищенности) и в перспективе годился только на службу в роли ДОТов.

2. ИС-3 имел низкую надежность, поэтому в войсках был крайне непопулярен, а по уровню бронирования лишь незначительно отличался от принятого на вооружение среднего танка Т-54.

3. Имеющийся танк ИС-4 – был защищенным и мощным, но обходился государству в три раза дороже, чем ИС-3, и при этом, не устраивал военных в плане мобильности и также, как и ИС-3, страдал техническими проблемами. Все три имеющихся тяжелых танка в качестве основного вооружения имели 122-мм нарезную пушку Д-25Т, к тому моменту уже заметно устаревшую.

4. Четвертой машиной был Т-10, который выпускался огромной для этого класса техники серией, но хотя этот танк устраивал военных своими эксплуатационными качествами, но к сожалению, не выдерживал сравнения с натовскими аналогами – британским «Конкэрором» и американским М103, по крайней мере до проведения модернизации до уровня Т-10М.

В начале 1956 года Главное бронетанковое управление МО СССР сформулировало основные тактико-технические требования для нового тяжелого танка, который должен был поступить на вооружение на рубеже 50-60 годов. В частности, ограничение по весу должно было составить 50-60 тонн, а сам танк планировалось оснастить новым 130-мм орудием. Техническое задание на разработку танка было выдано двум КБ: Челябинского тракторного завода и Ленинградского им. Кирова. Отбор должен был происходить на конкурсной основе.

Создаваемый танк должен был заменить все имеющиеся машины и лишиться главного недостатка Т-10 – слабой брони и эффективно бороться со всеми существующим и перспективными танками вероятного противника. В 1957-1959 годах было представлено 3 прототипа, но лишь один из них «Объект 279» создавался заново, став одной из самых необычных и смелых моделей во всей истории мирового танкостроения.

Конструкторские работы над проектом возглавлял Л. С. Троянов, который уже отметился созданием тяжелого танка ИС-4. В отличие от проектов конкурентов (Объект 770 – ЧТЗ и Объект 277 - еще один проект Кировского завода), его тяжелый танк предназначался для использования в условиях применения противником ядерного оружия и на труднопроходимой для техники местности.

Корпус танка представлял из себя литую конструкцию из 4 массивных деталей, соединенных при помощи сварки, а на бортах были установлены стальные экраны, обладающие криволинейным профилем. С помощью этих экранов обеспечивалась дополнительная противокумулятивная защита, одновременно с этим, придавалась обтекаемая форма корпуса всей машины. Танк отличался чрезвычайно мощным бронированием. Лобовая броня была толщиной в 192 мм по нормали (в ряде источников указывается 269 мм, что представляется завышенным) имела наклон под 60 градусов и угол подворота до 45 градусов. Фактически приведенная толщина брони была эквивалентна 384-550 мм. Танковые борта защищались 182-мм броней имеющей наклон около 45 градусов (эквивалентно бронированию в 260 мм). Данный уровень бронирования гарантировал неуязвимость танка при обстреле из любого имеющегося на тот момент танкового орудия с любых дистанций.

-2

Башня «Объекта 279» была полусферической, цельнолитой и сплюснутой и обладала броней толщиной в 305 мм, и наклоном в 30 градусов (эквивалент 352 мм). Благодаря этому танк и получил рекордный уровень защиты, которая была достигнута без использования комбинированного бронирования. При этом масса танка составляла 60 тонн, что является небольшой по сравнению, например, с немецким «Маусом», который весил почти 190 тонн.

Экипаж тяжелого танка состоял из 4 человек. Трое из них располагались в башне (командир, заряжающий и наводчик), а четвертый – механик-водитель находился в передней части корпуса по центру. Здесь же располагался его люк для посадки и высадки из танка.

Основным вооружением танка должно было стать 130-мм нарезное орудие М-65. С орудием был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ. Данное орудие было разработано во второй половине 50-х годов для вооружения перспективных тяжелых танков и ПТ-САУ.

Процесс боепитания орудия был частично автоматизирован. Совместная работа кассетного полуавтомата заряжания и заряжающего позволяли добиться скорострельности в 5-7 выстрелов в минуту. Наряду с этим разрабатывалась и более сложная система заряжания, которая позволила бы довести скорострельность до 10-15 выстрелов в минуту. Вместе с этим в расплату за очень плотную компоновку боекомплект танка был достаточно скромен – всего 24 выстрела раздельного заряжания и 300 патронов для пулемета.

На танке предполагалось использовать достаточно современные на тот момент приборы прицеливания и наблюдения: стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С, имеющий независимую стабилизацию, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор «Гроза», ночной прицел ТПН, объединенный с прибором ИК-подсветки Л-2, а также полуавтоматическую СУО. Многие из перечисленных приборов появились на серийных машинах только в конце 60-х годов.

В качестве основного для танка рассматривались 2 дизельных двигателя: 2ДГ-8М (1000 л. с. при 2400 об/мин) и ДГ-1000 (950 л. с. при 2500 об/мин). Оба двигателя имели горизонтальное расположение цилиндров (в целях экономии места в низком танковом корпусе) и могли обеспечить танку скорость хода по шоссе в 50-55 км/ч, а запас хода с полными топливными баками составлял 250-300 км. Вместо механической трансмиссии танк получил однопоточную трехступенчатую гидромеханическую передачу. Планетарная коробка передач частично автоматизировалась

("Объект 279" на испытаниях)
("Объект 279" на испытаниях)

Главной особенностью проекта – была ходовая часть, которая располагалась на 4 гусеничных движителях, расположенных под днищем корпуса. С каждого борта танка располагался блок из 2-х гусеничных движителей, в состав каждого из которых входило по 6 сдвоенных необрезиненных опорных катков и по 3 поддерживающих ролика. Ведущее колесо имело заднее расположение. Такая ходовая часть не имела аналогов в отечественном танкостроении. Узлы ходовой крепились на 2-х несущих конструкциях, которые по совместительству выполняли роль топливных баков. Подвеска танка была гидропневматической. Конструкция ходовой обеспечивала танку почти полное отсутствие клиренса и невозможность посадить танк «на брюхо» благодаря низкому давлению на грунт, которое было на уровне 0,6 кг/кв. см.

К сожалению, по результатам проведенных испытаний, которые прошли в 1959 г. у танка был выявлен ряд серьезных недостатков ходовой части. В частности, потери КПД при движении на вязком грунте, низкая поворотливость, сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка и большая трудоемкость производства. Уже тогда стало ясно что «Объекту 279» не суждено стать серийным танком. Наиболее узкоспециализированный, амбициозный и дорогостоящий среди всех трех опытных образцов он должен был уступить им дорогу, однако и этим планам уже не суждено было сбыться. 22 июля 1960 года во время демонстрации новой тяжелой техники на полигоне Капустин Яр, тогдашний генсек – Хрущев, категорически запретил военным принимать на вооружение любые танки, превышающие массу в 37 тонн. Тем самым в СССР был поставлен крест на всей программе тяжелых танков.

© Андрей Рухлов