Одна из самых актуальных проблем современной науки и науки в прошлые века – это вопрос есть ли у животных разум. Способны ли они мыслить, в той же форме, что и человек. Довольно долгое время к этому вопросу относились с философской точки зрения. Однако начало ХХ века ознаменовалось началом экспериментальной науки в этой области.
Одним из первых исследований стало изучение интеллекта животного Эдвардом Торндайком. Он проводил исследования, изучая поведение животных, которые были направлены на выход из «проблемного ящика». Животные, помещенное в специальный ящик должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему. Вначале животные совершали множество беспорядочных движений, бросались в разные стороны, царапали ящик, пока одно из движений случайно не оказывалось удачным и они не находили выход. Таким образом животное находило выход методом проб и ошибок. Какое-то время считалось, что мышление животных как раз основано на данном принципе.
В 1914 прусский исследователь Вольфганг Келер предложил совершенно иной подход. Эксперименты ученого привели его к открытию так называемого инсайта (озарения). Келер создавал такие ситуации, в которых животному было необходимо находить обходные пути для достижения цели в рамках эксперимента. В первой части задания обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, которое было необходимо для решения проблемы (например при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.
Эксперимент должен был помочь понять, каким способом решается задача: происходит ли слепой поиск правильного решения (по методу проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что у животных происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи. Объясняя феномен инсайта, он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию.
Исследования Вольфганга Келера стали первыми доказательствами того, что животные действительно могут решать задачи в новой ситуации. Это оказало огромное влияние на все исследования ХХ века в этом направлении. Были проведены многочисленные опыты и разработаны новые методики «орудийных задач».
Данное направление начало развиваться и в отечественной науке. Русский ученый Иван Петрович Павлов изначально хотел опровергнуть дынные исследования. В его лаборатории были придуманы новые задачи, например загасить пелену огня, и были придуманы решения к этой задачи, и обезьяны справлялись с этими действиями. Павлов признал: «Когда обезьяна строит вышку, чтобы достать свой плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Нужно сказать, что это есть начало образования знания, улавливание постоянной связи между вещами».
В 60-х годах XX века Леонид Александрович Фирсов показал, что шимпанзе могут формировать представление о необходимом орудии и на основе этого представления использовать его в разных ситуациях. Также они способны планировать свои действия и совершать цепи действий. Наблюдая за поведением собак, исследователь понял, что не только приматы, но и другие животные, например собаки, способны на развитое мышление.
Способность устанавливать отношения между предметами сама по себе недостаточна для осуществления интеллектуальной активности. Необходимо, чтобы она приводила к достижению определенной цели, с которой животное сопоставляет свои действия. Эксперименты показали, что многие животные (например птицы, мозг которых очень не похож на мозг млекопитающих) способны к экстраполяции, то есть к предвидению того, как изменится ситуация, если осуществить определенные действия. Опыты Леонида Викторовича Крушинского убедительно доказали, что данное свойство имеется у всех позвоночных, хотя и на разном уровне.
Не так давно выяснилось, что высшие животные способны формировать отвлеченное понятие сходства и впоследствии применять его даже к стимулам, которые не имеют никакого физического сходства между образцом и стимулом, а соответствуют ему только по какому-то абстрактному признаку. Этот уровень обобщения у животных был назван уровнем довербального понятия, потому что информация хранится в отвлеченной форме. Хотя он не связан со словами, именно этот уровень обобщения рассматривается сейчас как та высшая степень развития мозга и психических способностей, которая послужила основной для возникновения речи у наших предков на ранних этапах антропогенеза.
Когда был обнаружен столь высокий уровень абстрактного мышления у животных, встал вопрос о том, не ли у них способности осваивать хотя бы какие-то зачатки человеческого языка. Эксперименты американских психологов показали, что у современных человекообразных обезьян такая способность действительно имеется.
Следовательно, нет никаких сомнений в наличии мышления у животных, начиная с рептилий и заканчивая высшими обезьянами.
При подготовке материала использовались источники:
Материалы с сайта PSYERA
Материалы с сайта ПостНаука
Данные статьи Зориной З.А. "Мышление животных: эксперименты в лаборатории и наблюдения в природе"