В нашей истории еще немало белых пятен, узнавая о которых, не перестаешь удивляться какой ценой раньше давались все прорывные научные открытия в области ядерной энергетики. Первое место среди ассоциаций, возникающих в нашей голове при слове "ядерный", можно с уверенностью отдать аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. На втором месте стоит катастрофа на атомной электростанции в японской Фукусиме в марте 2011 года. Третье место по масштабам занимает мало кому известная страшная авария сентября 1957 года на ядерном предприятии "Маяк" на юге Урала в окрестностях города Кыштым.
Секретный завод, который не был обозначен ни на одной карте, был создан в 1948 году, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, и предназначался для производства плутония, столь необходимого для разработки ядерного оружия. Напомню, что США и СССР тогда активно соревновались в том, кто же первый разработает и испытает ядерную бомбу "по-мощнее". Ровно по этой причине мало кто задумывался об экологических последствиях подобных производств: ядерные отходы сливали в реки и близлежащие озера.
Спустя несколько лет, в начале 50-х гг прошлого века, на заводе и в окрестностях были построены специальные охлаждаемые резервуары для радиоактивных отходов. Типичная емкость для отходов представляла собой котлован глубиной до 10 метров, диаметром 20-25 метров, стенки которого были облицованы метровым слоем железобетона. Далее к стенкам прикреплялись металлические листы, из которых формировалась непосредственно емкость - своеобразная "кастрюля". Сверху это сооружение закрывалось огромной крышкой из железобетона. Само собой была продумана система охлаждения резервуара, поскольку ядерные отходы выделяли много тепла.
Однако со временем система охлаждения на одном из подобных резервуаров вышла из строя, спровоцировав взрыв емкости: 25-метровая крышка "кастрюли" отлетела в сторону, в радиусе нескольких километров в зданиях вылетели стекла. Однако непосредственно в момент взрыва никто не погиб.
Люди начали гибнуть позже от последствий радиации. Радиоактивное облако из отходов, поднявшееся в небо начало движение на северо-восток в сторону Тюмени.
На пути следования этого облака из радионуклидов оказались десятки населенных пунктов, порядка 300 тысяч человек, огромные территории, в том числе сельскохозяйственного назначения. На ликвидации последствий аварии были задействованы тысячи военнослужащих и гражданских лиц - все они получили запредельные дозы радиации и впоследствии погибли от лучевой болезни или онкологических заболеваний. Властями было принято решение сформировать по месту прохождения ядерного облака заповедник, жителей отселить, а информацию об аварии - засекретить. Родители наказывали детям строго-настрого: "Если ты кому-нибудь об этом расскажешь - нас посадят".
И все бы ничего, но в 1976 году бежавший в Великобританию советский ученый-биолог Жорес Медведев дал изданию "New Scientist" интервью, в котором приоткрыл завесу тайны над аварией в районе Кыштыма в 1957 году. Свои слова он подтвердил впоследствие книгой, а в 1989 году официальные данные опубликовало агентство по атомной энергии (сокр. МАгАтЭ, англ. International Atomic Energy Agency, сокр.IAEA).
Сегодня завод "Маяк" продолжает работу, но уже в качестве предприятия по переработке ядерных отходов, в том числе зарубежных. Экологи неоднократно производили замеры вокруг завода и говорят, что уровень радиации по-прежнему остается высоким, а в близлежащие водоемы продолжают сливаться токсичные отходы производства. Врядли такие территории можно назвать пригодными для жизни, но работа на "Маяке", возможно, единственный достойный источник дохода для жителей небольшого засекреченного и по сей день городка Озерск.