8,8K подписчиков

Как цивилизация Древнего Инда проживала без рек

267 прочитали

Согласно Ригведе, река Сарасвати беря своё начало в Гималаях, текла между реками Ямуна и Сатледж (самый крупный приток Инда) и впадала в море. Многие археологи на протяжении десятилетий считали, что Сарасвати питала часть цивилизации долины Инда, включая индийские поселения Банавали и Калибанган (Banawali и Kalibangan), разположенные между современными руслами рек Сатледж и Ямуна. Сегодня площадь земли, соответствующая этой части, питается только эфемерными реками, текущими во время дождей, а в остальном она засушлива. Что случилось с Сарасвати? Из-за отсутствия убедительных доказательств река считалась «потерянной», а некоторые считали ею ныне слабую реку Гаггар (на пакистанской стороне называемую Хакрой). В 2014 году правительство Нарендры Моди возобновило усилия по «нахождению» Сарасвати, считающейся священной для многих индуистов. Правительства Харьяны и Раджастана также финансово поддержали эти усилия.

Выводы нового изследования заставили задуматься. В них утверждается, что часть цивилизации между Сатледжем и Ямуной не питалась водой постоянно текущей реки, вызванной таянием гималайских ледников, как считалось ранее. Вместо этого Банавали и Калибанган разполагались в долине, которую раньше орошала река Сатледж, но эта река изменила русло более чем за 3000 лет до того, как была основана цивилизация. То есть, цивилизация развивалась на территории реки уже изчезнувшей.

Почти 5000 лет назад (от 3300 до н.э. до 1300 г. до н.э.) на территории нынешней северо-западной Индии и Пакистана возникла цивилизация, по масштабам соперничающая с Месопотамией и Древним Египтом (она охватывала площадь более миллиона кв. км). Люди цивилизации Инда выращивали всё, от хлопка до фиников, и в конечном итоге основали по крайней мере пять крупных городов с водопроводом и общественной канализацией. Некоторые из этих городов, в том числе знаменитые Хараппа и Мохенджо-Даро, разположены вдоль крупных рек, питаемых ледниками. Но большая часть из обнаруженных до сих пор деревень Инда бронзового века разположена вдали от проточной воды - к северу от пустыни Тар и между речными системами Ганг-Ямуна и Инд. Ещё в конце 1800-х годов археологи и геологи заметили сухой палеоканал, похожй на старое русло реки, которая протекала через многие из этих поселений. Предполагалось, что поселения сначала выросли вдоль реки, а затем высохли вместе с рекой.

Однако, когда Банавали и Калибанган получили свою воду, они ускользали из этого правила. И хотя многие ученые утверждали, что их также поила река, шла дискуссия о том, была ли это большая река с Гималаев или более спокойная муссонная река.

Выкопанная улица на участке  Калибанган - индского поселения эпохи бронзы,  которое основано прямо вдоль палеорусла Гаггар-Хакра, видимого на заднем  плане.
Снимок: С. Гупта / Имперский колледж Лондона
Выкопанная улица на участке Калибанган - индского поселения эпохи бронзы, которое основано прямо вдоль палеорусла Гаггар-Хакра, видимого на заднем плане. Снимок: С. Гупта / Имперский колледж Лондона

Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро

Еще в конце 1800-х годов археологи и геологи заметили высохший палеоканал - старое русло реки, которое проходило через многие из поселений, ныне далёкие от больших рек. Предполагалось, что поселения сначала вырастали рядом с рекой, а затем "высыхали", вместе с рекой.

Новое исследование показывает, что это прежнее представление совершенно неверно. Фактически, река, которая когда-то протекала по этому сухому каналу, высохла более 3000 лет до разцвета цивилизации Инда. Вместо её вод древние люди, населявшие эти деревни, возможно, полагались на сезонные мусонные наводнения и богатые глины старой речной долины, улавливающие и сохраняющие воду для процветающей системы сельского хозяйства.

«Им удалось выжить в очень разнообразном ландшафте», - говорит ведущий исследователь проекта Санджив Гупта ( Sanjeev Gupta), седиментолог из Имперского колледжа Лондона. «Это делает их историю более богатой».


Речная тайна

Гупта и его коллеги в течение двенадцати лет работали над разгадкой тайны палеореки, которую индийцы называют Гаггар, а пакистанцы - Хакра.

Разкопки Калибангана в 1953 г.
Разкопки Калибангана в 1953 г.
"Поселение цивилизации долины Инда, Калибанган было обнаружено итальянским индологом Луиджи Пио Тесситоритори. Раскопки города начались в 1969 году. Калибанган, который буквально означает черные браслеты, лежит вдоль левого берега высохшего плато реки Гаггар в Раджастане. Помимо предоставления свидетельств о ранней вспаханной сельскохозяйственной области, когда-либо обнаруженной в результате раскопок, Калибанган также имеет несколько огненных алтарей, которые предполагают, что хараппаны верили в ритуальное поклонение огню."

«Мы решили сделать подробный геологический анализ, чтобы понять механику процесса», - поясняет Гупта. Для построения подробных топографических карт высохшей реки понадобилось объединить различные спутниковые изображения региона с изображениями от радаров. Гупта и его коллеги получили изображения, снятые спутником наблюдения Земли в 1980-х годах, до появления в долине крупномасштабного орошения, и изучали распределение влаги в почве. «То, что мы обнаружили, было было обусловлено тем, что палеоканал находился в ландшафте на топографическом минимуме (во впадине), он накапливал мелкозернистую грязь», - сказал Гупта The Wire. «А грязь сохраняет воду».

Затем полевая команда, возглавляемая Радживом Синхой и Аджитом Сингхом из Индийского технологического института, Канпур, взяла образцы осадочных пород, отложенных палеорекой у индийского поселения Калибанган, который находится на левом берегу сухой реки Гаггар.

Согласно Ригведе, река Сарасвати беря своё начало в Гималаях, текла между реками Ямуна и Сатледж (самый крупный приток Инда) и впадала в море.-4
Подробные осадочные характеристики керна восстановлены с сайта GS10 в Калибангане. Шкала масштаба составляет 1 см на всех изображениях. а) глухая глина с глубины 2 м; (б) интерламинированный ил и очень мелкий песок на глубине 4 м; c) красно-бурый глинистый ил с глубины 6,5 м; и (d) серый слюдяный мелкий песок на глубине 17 м. Подпись и кредит: DOI: 10.1038 / s41467-017-01643-9
Подробные осадочные характеристики керна восстановлены с сайта GS10 в Калибангане. Шкала масштаба составляет 1 см на всех изображениях. а) глухая глина с глубины 2 м; (б) интерламинированный ил и очень мелкий песок на глубине 4 м; c) красно-бурый глинистый ил с глубины 6,5 м; и (d) серый слюдяный мелкий песок на глубине 17 м. Подпись и кредит: DOI: 10.1038 / s41467-017-01643-9

Гупта сказал, что это был кропотливый процесс. Команда высверливала в песчаной почве керновые образцы на глубину до 45 метров. Чтобы извлечь осадочные керны, приходилось бурить лишь по 3,3 фута (1 м) за один раз, упаковывая длинные колонки из песка и почвы в непрозрачные контейнеры. Чтобы собрать образцы, они пробурили пять скважин, и на каждую ушло около недели. «В нижней части у нас был грубый песок, а затем в верхней части, на верхних восьми метрах, осадок стал очень мелкозернистым», - сказал Гупта. Чем крупнее зерно, тем больше сброс происходит с реки, которая его приносила. То есть, первоначально скорость течения воды была много больше.

Эта карта северо-западной Индии и Пакистана показывает расположение древних поселений Инда. Хотя некоторые крупные города стоят на современных реках Гималаев,  большинство деревень находятся в районах, которые не орошаются не питаются основными реками. Снимок: P.J. Mason / S. Гупта (Имперский колледж Лондона) (Данные для карты любезно предоставлены НАСА и Геологической службой США)
Эта карта северо-западной Индии и Пакистана показывает расположение древних поселений Инда. Хотя некоторые крупные города стоят на современных реках Гималаев, большинство деревень находятся в районах, которые не орошаются не питаются основными реками. Снимок: P.J. Mason / S. Гупта (Имперский колледж Лондона) (Данные для карты любезно предоставлены НАСА и Геологической службой США)

Процесса сбора данных был ничем по сравнению с копотливой работой, которая ещё будет проводиться в лаборатории. Исследователи нарезали керны вдоль пополам, чтобы можно было использовать одну половину керна, чтобы проанализировать типы осадочных пород, а другую подвергнуть сложным анализам для выявления возраста.

Меняющаяся река

Первое открытие, полученное из изучения отложений, состояло в том, что палеоканал действительно был когда-то рекой.

«Мы нашли эти прекрасные речные отложения со всеми признаками гималайских рек», - сказал Гупта, в том числе это были тёмно-коричневые и серые пески, вымытые из суровых гор. Чтобы выяснить, какая река принесла эти горные отложения, изследователи изпользовали радиометрический метод определения возраста двух минералов песка: слюды и циркона. По словам Гупты, это говорило не о возрасте осадков, а о том, откуда взялись зёрна. Они получили ответ на этот вопрос, сравнивая зёрна и их возраст с характеристиками, таким же образом изследованных осадков, собранных на современных реках Сатледжа, Ямуна, Ганга и реки Гаггар, а также с различными другими горными реками Гималаев. Проанализировав тысячи зёрен (только работа со слюдой и определения её возраста калий-аргонным методом заняла шесть полных недель 24-часовой работы), команда обнаружила, что возраст осадков соответствовал возрасту осадков всего одной реки, и это была река Сатледж, текущая нынче в западном направлении через область Пенджаба. «Мы обнаружили, что зёрна, которые у нас были, точно соответствовали (осадкам) Сатледжа. Мы можем сказать, что это был бывший Сатледж", - сказала Гупта.

Открытие показывает, что когда-то Сатледж протекал по ныне сухому палеоруслу, но в течение некоторого времени переменил курс. Этот процесс, называемый поворотом, иногда случается с реками. Но когда Сатледжу это удалось?

Чтобы выяснить это, изследователи изпользовали ещё одну сложную технику, называемую оптически стимулированной люминесценцией (OSL). Гупта объяснил, что когда зёрна таких отложений, как кварц или полевой шпат, погребаются в окружающей почве, они подвергаются воздействию фонового излучения, которое заставляет электроны задерживаться в атомной решётке минерала. Эти возбужденные электроны со временем накапливаются, создавая своего рода естественный секундомер, который измеряет время, прошедшее с той поры, когда осадочное зерно в последний раз подвергалось воздействию солнечного света. «Когда минерал снова подвергается воздействию солнечного света, электроны высвобождаются. То, что он делает в темноте, , если хотите, - это наращивание заряда » Поэтому после того, как минералы из осадков были обнаружены в темноте, Гупта и его коллеги освещали их инфракрасным светом. Когда (под воздействием света) электроны высвобождаются из атомной клетки, минералы люминесцируют. Измеряя характер люминесценции, можно измерить возраст "погребения" зерна. «И мы провели очень подробный анализ с изпользованием этого метода и обнаружили, что возраст пребывания минеральных зёрен в темноте варьировался от 8 000 лет до 70 000 лет».

Калий-аргонное, и OSL-изучение привели их к такому же выводу: люди Банавали и Калибангана населяли долину, оставленную рекой Сатледж более 8 000 лет назад.

Изпользуя эту технику, изследователи сопоставили пять ядер кернов из Калибангана с шестью ядрами из других мест вдоль прежней линии Сатледжа. Результаты показали, что в период от 4800 до 3900 лет назад, когда развитие деревень Инд находилось на пике, в отложениях преобладали мелкие пески и грязи. «Это низкоэнергетические (связанные с медленным течением) речные среды или озёра», - объяснил Гупта. «Значит, большой гималайской реки там не было».

Спокойные воды

Эти новые дополнительные сведения в соединении с уже известным ранее выявили: Сатледж когда-то действительно нёс свои воды по старому руслу, размывая ледниковые отложения и, вероятно, становясь причиной бушующих сезонных наводнений в этом регионе. Но изучение показало, что между 15 000 и 8000 лет назад Сатледж изменил свой курс. Два курса разделены примерно на 150 км. Место, где река сменила курс, находится вблизи от выхода Сатледжа из Гималаев. Никто не знает, почему это произошло, говорит Гупта, но, измененив курс, река оставила после себя низменную речную долину, богатую грунтовыми водами и, вероятно, питаемую небольшими сезонными муссонными реками, которые наполнили эту долину плодородной грязью. В дополнение к тому, что эта долина стала удобным местом для проживания и более безопасным для жизни, чем место рядом с бушующей ледниковой рекой, она была плодородной.

Совмещённое спутниковое изображение Landsat 5 показывает палеорусло Гаггар-Хакра  темно-синим цветом. Бывший речной канал оставил позади низменную область, богатую грунтовыми водами и грязевой почвой. Снимок: P.J. Mason / S. Гупта (Imperial College London) (снимки Landsat предоставлены Центром  космических полетов NASA Goddard и Геологической службой США)
Совмещённое спутниковое изображение Landsat 5 показывает палеорусло Гаггар-Хакра темно-синим цветом. Бывший речной канал оставил позади низменную область, богатую грунтовыми водами и грязевой почвой. Снимок: P.J. Mason / S. Гупта (Imperial College London) (снимки Landsat предоставлены Центром космических полетов NASA Goddard и Геологической службой США)

«На самом деле мы думаем, что эти города и поселения возникли и развивались здесь, потому что это было действительно хорошим местом для сельского хозяйства», - сказал Гупта.

Около 1300 г. до н.э., или 3300 лет назад, цивилизация долины Инда начала угасать по причинам, которые остаются неизвестными. В некоторых спекуляциях среди ученых основное внимание было уделено летнему муссону (примечание: конец цивилизации нельзя отнести к одной причине). Чтобы внести свой вклад в эту дискуссию, группа археологов проанализировала зубы животных и фосфаты костей, обнаруженные в раскопе в деревне Бхиррана, Харьяна. Они использовали уровни изотопов кислорода в образцах в качестве прокси-фактора для изучения уровней осадков и пришли к выводу, что муссон косвенно повлиял на упадок цивилизации.

Они сообщили в статье, опубликованной в мае 2016 года, о том, что неустойчивые дожди заставили хараппанов перейти от посадки пшеницы и ячменя к более засухоустойчивым просу и рису. «Поскольку эти более поздние культуры, как правило, имеют гораздо меньшую урожайность, организованная большая система хранения зрелого периода Хараппаны была оставлена за ненадобностью, что привело к созданию более мелких, индивидуальных, домашних хозяйств для обработки и хранения культур и выступило в роли катализатора де-урбанизации хараппской цивилизации ».

Изследование впечатляюще, хорошо документировано и предоставило археологам конкретные данные для изпользования в будущем, сказала Рита Райт, эксперт по цивилизации Инда из университета Нью-Йорка, которая не участвовала в изследовании. Археологи всё больше выявляют экологическое разнообразие проживания людей цивилизации Инд Бронзового века, новая информация о водных ресурсах далёкого прошлого может изменить представления учёных о картине поселений. Например, раньше думали, что люди Инда передвигались вслед за изменениями русла Гаггар-Хакра в погоне за водой, а не процветали в деревнях в течение нескольких поколений.

«Как археолог, когда я читала это раньше, я думала, что не могло там быть столько издавна задокументированных поселений, возможно их прошлое было эфемерным», - призналась Райт.

Гупта сказал, что этот регион по-прежнему является житницей в Индии. Подземные воды всё ещё питают сельское хозяйство в этом районе, но подземные воды изтощены. Изследовательская группа теперь работает над проектом, с целью понять, как проходят потоки подземных вод, и как ими можно наилучшим образом управлять в будущем.

«Проблемы водных ресурсы по-прежнему носят фундаментальный характер», - сказал Гупта.

Изследование было опубликовано 28 ноября в журнале Nature Communications.

Източники статья 1 и статья 2, а также www.dailymail.co.uk