Диана Уинн Джонс
Эта речь была произнесена в декабре 2008 года в школе Кендрика. Организована сыном Дианы, Ричардом — учителем в этой школе.
Я бы хотела сказать несколько слов о том, как все мы одарены. У каждого из сидящих здесь бездна талантов. Кто-то из вас знает о некоторых своих способностях, но вы не знаете их всех, по той причине, что обстоятельства, где вы могли бы их показать, еще не наступили. Думайте о них, как о скрытых дарованиях.
Чтобы вы поняли, о чем я, давайте ненадолго задумаемся о самых первых людях, прибывших в Европу. Они пришли в конце Ледникового периода, когда было, мягко говоря, очень, очень холодно, и поселились в пещерах, где-то посреди Франции. По словам ученых, которые изучали их останки, те люди были совсем как мы. Я имею в виду совсем как мы. У них было такое же телосложение, такие же мозги и они, скорей всего, выглядели очень на нас похожими — плюс-минус некоторое количество волос. В те дни не было ножниц. Ножницы были среди многих других вещей, которые только предстояло изобрести. Еще никто не открыл железо или другие металлы. Никто не изобрел колесо. У них был огонь, но на этом и все. Это многое говорит о том, насколько они были талантливы, раз сумели выжить.
Так вот, раз они были так похожи на нас, значит у них были те же способности; но большинство из них были скрыты, потому что способы их использования еще не были изобретены. Для тех, у кого был талант к искусству, это не составляло проблемы: они могли заняться наскальной живописью. Но настоящий расцвет этого дарования пришлось отложить на тысячи лет, чтобы в подходящий момент, в Италии эпохи Ренессанса, смогли появиться люди вроде Микеланджело и Боттичелли. Те, у кого были способности юриста тоже должны были неплохо себя чувствовать, поскольку могли решать споры и останавливать драки — хотя, наверняка были моменты, когда все остальное племя возводило глаза к потолку пещеры и стонало: «Опять она завелась! Стукните ее, кто-нибудь.»
Но каково приходилось людям, родившимся со способностями концертного пианиста или ядерного физика, банкира, или — ну — ко всем остальным занятиям, которые есть в наши дни?
Обычно предполагают, что они смешивались со своей группой, и старались как-то устроиться в жизни. Говорят, если ты никогда о чем-то не слышал, ты не будешь этого желать. Но я думаю, это только половина правды. Могу поспорить, что многие из этих пещерных людей ощущали тоску и нетерпеливое предвкушение, время от времени. Представьте девушку, со вкусом одетую в тигриные шкуры и модной прической хвостиком, которая заходит в пещеру и ударяется головой — сотый раз — о то место, где потолок слишком низко опускается. «Блин!» — говорит она. — «Почему нет такой штуки, которую можно нажать и будет светло?» Или мужчину, который устало тащится по тундре многие мили, неся на плечах тяжелое мертвое животное. Ноги сводят его с ума, руки ноют и он промерз до мозга костей. Он бы думал: «Если бы можно было как-то вернуться в пещеру не на своих двоих!»
Мне кажется, у нас до сих пор бывают такие предчувствия. Мне очень хочется летать. Я не имею в виду скучный самолет: я говорю об антигравитации, носиться в воздухе над всякими интересными пейзажами. Еще мне хотелось бы переместиться в другой, альтернативный мир. Я вполне уверена, что во мне есть скрытые дарования, которыми мои потомки смогут воспользоваться, когда наступит время.
Когда у вас появляются подобные предчувствия, не отказывайтесь от них сразу. Без подобных ощущений остается только стагнация. В этом можно убедиться, если посмотреть на позднюю историю наших пещерных предков. Климат смягчился и жить стало проще. И что сделали эти люди? Они взяли и переселились на берега морей и озер, и начали бездельничать. Они стагнировали и питались морепродуктами — на берегах озер хотя бы были мидии и карпы, но и там они ничего не делали. На месте их стоянок горы мусора, они были не очень опрятными. К сожалению, с миром и достатком приходит остановка роста. Я называю такой образ мыслей «О нет!» мышление. Если кто-нибудь хотел использовать свой дар, чтобы сделать что-то новое, остальное племя говорило «О нет!» Когда кто-нибудь предлагал построить лодку или двинуться вглубь земель, ему отвечали: «Это против правил» или «Это противоречит традициям!» или «Боги не разрешают» или, более нервно, «Он еретик!» или «Она ведьма!» Конечно, на самом деле они имели в виду «Мы ничего не хотим менять». И так продолжалось тысячи лет.
Понадобилось тысячелетие, прежде чем человечество начало движение и принялось использовать скрытые дарования для приручения лошадей, к примеру, или выращивания пшеницы, или одомашнивания коров и овец. Статичные времена должно быть с ума сводили людей, у которых были идеи.
Но эти времена всегда возвращались, больше одного раза. И человечество просто усаживалось и говорило «О нет!» всему новому. Вечеринка «О нет» всегда с нами. Вы можете услышать эти слова, когда люди отказываются признать, что климат может меняться. Они говорят «Это просто погода» или «Эти ученые такие паникеры» или, с простым самодовольством, «Бог спасет. У нас все нормально». И по-настоящему важно к ним не прислушиваться, как это было всегда. Кто-то, где-то без сомнения обладает скрытым даром, который позволит справиться с новыми условиями, но этот человек еще не открыл свой талант. Им можете оказаться вы. Или, если ваши скрытые дарования не понадобились на этот раз, они могут оказаться именно тем, что нужно, в следующий. Так что, пожалуйста, не отбрасывайте странные идеи, возникающие в ваших головах. К ним определенно подталкивают ваши скрытые дарования. Просто помните, как невероятно талантливы все люди.
Спасибо.