Найти тему
Фантастика

Бросим кости

Еще из истории эпического фэнтези

Толкиен оставался основным источником вдохновения для авторов эпического и не очень фэнтези вплоть до 70-х. Все изменилось, когда в 1969 году на конвенте в Висконсине встретились Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон. Оба были фанатами настольных и военных игр (тщательное восстановление исторических сражений, с помощью фигурок). Они все еще пользовались фигурками, но постепенно двигались к тому, что в наше время станет стандартной формой ролевой игры. Арнесон создал настольную игру под названием Блэкмур, изначально со средневеково-фэнтезийным сеттингом , но затем сдвинувшуюся в сторону научной фантастики. В 1971 году Гайгэкс создал мини-игру Кольчуга, со средневековыми сражениями, правилами для брони и оружия, монстрами, эльфами и заклинаниями.

Наконец, в 1972 году пара любителей игр встретились снова и, сравнив свои творения, решили объединить усилия. Так появилось первое издание Dungeons and Dragons, вышедшее в январе 1974 года.

-2

Многие считают, что и эта игра копирует Толкиена, но Гайгэкс всегда это отрицал. При том, что он очень любил «Хоббита», знаменитую трилогию не переносил на дух. Вместо «Властелина колец» Гайгэкс воспользовался работами Фрица Лейбера (которому, за использование Ланкмара, заплатил столько, что Лейберу понадобилось несколько лет, чтобы потратить деньги) и Джека Вэнса. Магия D&D — это почти копия заклинаний, использовавшихся в «Умирающей Земле», вплоть до названий.

D&D и вообще настольные игры значительно повлияли на фэнтези. Раймонд Фейст, учившийся в конце 70-х в университете, начал играть в дынду вместе со своими друзьями. Но им не понравился существующий набор правил и сеттинг, поэтому они решили создать свои. Так появилась Мидкемия. В 1977 году Фейст спросил у товарищей, может ли он написать роман, события которого будут происходить в этом мире, и они согласились. В 1982 году был опубликован первый роман про юношу по имени Паг под названием «Чародей» (у нас издавался под разными названиями, а потом, в конце концов, его разбили на две книги). Цикл все еще остается одной из самых популярных и знаменитых серий эпического фэнтези, его тираж превысил 15 миллионов экземпляров.

-3

В 1981 году два канадца — Стив Лундин и Иан Эсслемонт — начали играть в D&D и тоже решили, что чего-то им не хватает. Они создали систему GURPS в 1986 году и придумали мир Малазанской империи. Вскоре Эсслемонт написал романы «Ночь ножей» и «Возвращение Багряной гвардии» (однако опубликовали их только в 2004 и 2008). Где-то в то же время Лундин создал сценарий под названием «Сады Луны». Не сумев никого заинтересовать, он переписал его в роман в 1991 году. Чтобы затем, под псевдонимом Стивен Эриксон, опубликовать первый том «Малазанской книги павших» в 1999 году. Цикл до сих пор многими считается лучшим, что вообще есть в жанре эпического фэнтези. Именно в этом цикле отчетливо понимаешь, почему этот поджанр фэнтези называют эпическим.

-4

Увлекся настольными играми и Джеймс Оливер Ригни, игравший в них со своим отчимом. Вскоре после этого он выпустил свои первые романы во франшизе Конана под псевдонимом Роберта Джордана. Хотя сам Джордан не считал настольные игры главным источником влияния, то, что они подтолкнули его к фэнтези, он не отрицал.

-5

Где-то в то же время Джордж Мартин переехал в Санта Фэ, где открыл для себя настольные игры. Поначалу они не произвели на него особого впечатления. Пока ему не подарили копию игры Супермир в 1983 году, в ней игроки становились супергероями. Пробыв гейм мастером этой игры несколько лет Мартин решил использовать идею игры, как источник вдохновения для литературы. В результате появились «Дикие карты», серия, продолжающая выходить по сей день.

-6

Поначалу никто не писал о мире D&D напрямую, пока в 1979 году Андре Нортон не написала роман «Болотная крепость» (на русском вошла в сборник «Рыцарь снов»). Но, опять же, большого успеха книга не имела вплоть до 1984 года. Именно в этот год Маргарет ВУэйс и Трейси Хикман выпустили «Драконов осенних сумерек», первую книгу сверхпопулярного цикла «Сага о Копье», который стал и, по-моему, остается одним из самых продаваемым эпическим фэнтези в истории жанра. А в 1988 году, вдохновленный успехом «Саги», Роберт Сальваторе запускает «Забытые королевства» романом «Магический кристалл», где впервые появляется знаменитый темный эльф Дзирт До’Урден.

-7

И на этом строительство фундамента для современного эпического фэнтези было завершено. В 1977 году популярный научно-фантастический писатель и редактор Лестер дель Рей начинает новою издательскую серию в Ballantine Books, под не слишком оригинальным названием Del Rey Books и приглашает в нее новых авторов. Именно с этой серии начинается современное эпическое фэнтези.

___________________________________________________

«Стив Лундин и Иан Эсслемонт — начали играть в D&D и тоже решили, что чего-то им не хватает. Они создали систему GURPS в 1986 году». У читателей может создаться впечатление, что именно они и создали GURPS, хотя эту систему разработал Стив Джексон. Эриксон и Эсслемонт лишь сменили "движок" на более гибкий, хотя перетащили туда из D&D всё, что только можно, включая имена даже. Тиам, к примеру, это сокращённое имя дндшной злой богини Тиамат, и ребятам уже просто не хотелось что-то переделывать и выдумывать, и они тупо скоратили имя.

И стоило упомянуть, что Уэйс и Хикман в первую очередь работали над сеттингом для D&D (собственно Dragonlance), а уж потом партия игры превратилась в книгу.

Мой канал в телеграм