На что способен турбодизельный кроссовер от Renault в пустыне? Какие сюрпризы способна преподнести самая большая песочница планеты Земля? Когда свистит колесо и почему ESP в песках не есть благо? Делимся впечатлениями из-за руля Duster в Марокко.
Отправить журналистов на серийных Duster покорять Сахару без какой-либо предварительной подготовки - затея на грани безумия и отваги. Но именно ее реализовала PR-команда "Renault Россия", обозначив таким необычным способом пять лет присутствия самого успешного кроссовера Renault на рынках стран Таможенного союза.
Без малого 3000 км от Москвы до Генуи, затем 48 часов, или 1600 км, на пароме по Средиземному морю, через Гибралтар к марокканскому Танжеру, оттуда еще 350 км по шоссе до Касабланки - именно такой путь проделали 8 новехоньких Renault Duster 1.5 dCi, добираясь, по сути, своим ходом к месту нашей встречи на марокканской земле.
При этом от автомобилей, вот уже пять лет ежедневно съезжающих с конвейера завода Renault в Москве, кроссоверы Duster отличались лишь двумя моментами: устанавливаемые на конвейере шины Continental Conti4x4Contact 215/65 R16 были заменены покрышками BF Goodrich All Terrain T/A КО2 аналогичной размерности, а расположенные под днищем автомобиля узлы и агрегаты были защищены пакетом Protect, включающим дополнительные металлические защиты редуктора заднего моста и бензобака.
В дополнение к этому два автомобиля из восьми несли на крыше экспедиционные багажники с запасными колесами, дополнительным светом, сенд-траками и шанцевым инструментом. К слову, всеми этими дополнительными опциями по весьма разумным ценам может оснастить свой Duster любой владелец подобного автомобиля как с помощью дилеров, так и самостоятельно.
Я же с коллегами из Беларуси, России и Казахстана встретился со своим автомобилем в аэропорту Касабланки, где в ходе таможенного досмотра с легкостью можно остаться без видеокамер, профессиональной фототехники, квадрокоптеров и раций. Все эти девайсы на марокканской земле у туристов не приветствуются, да и к представителям СМИ тут относятся настороженно.
Задержка рейса Royal Air Morocco из Москвы, причиной которой стал целый букет проблем с ручной кладью из шести (!!!) чемоданов одного из африканских пассажиров, а также вопросы с герметичностью одного из эваковыходов "боинга", из-за которых самолет вынужден был прервать разгон по взлетной полосе и вернуться на дополнительное обслуживание в Шереметьево, вылилась в три часа опоздания к месту встречи. В итоге пять часов полета превратились в восемь проведенных на борту авиалайнера, часть пути из Касабланки в Марракеш, где предстояло провести первую ночь на марокканской земле, нам пришлось проехать, нагоняя потерянные часы, в темноте. Как везде в южных широтах, темнеет здесь рано и быстро.
К нашему счастью, густонаселенную Касабланку мы покинули засветло и без пробок, повстречав на своем пути всего 2-3 десятка "безбашенных" местных мотоциклистов, которые то и дело бросались под колеса, ведомые только им понятными мотивами.
Мотоциклисты здесь приравниваются к пешеходам и живут в какой-то иной реальности, где нет ПДД, разметки, светофоров и т.д. Поэтому езда по крупным марокканским городам напоминает игру в GTA на Sony Play Station, но только в реальности, где давить никого нельзя.
Что касается загородных трасс, то здесь все не хуже, чем в Беларуси, а в части платных дорог даже на порядок лучше. Несмотря на арабскую вязь, понятны и тарифы, и суммы к оплате, не приходится искать точки оплаты и заполнять кучу бумаг, как это происходит с системой BelToll, которая, с точки зрения иностранцев, посещающих РБ, - самый ужасный сервис в стране.
Ночной Марракеш встречает морем огней, широкими проспектами и обилием хороших автомобилей, среди которых то и дело мелькают Jaguar и Land Rover. Но по ощущениям самая массовая и популярная марка в стране - Renault. Огромный завод Renault в Танжере делает свое дело. Lodgy, Dokker, Logan здесь на каждом углу. Причем, судя по то и дело встречающимся по пути стареньким Renault 3, любовь к французскому бренду у марокканцев давняя. Французский протекторат сделал свое дело в прошлом веке.
Ужин в ресторане Palas Jad Mahal продолжает ломать стереотипы об Африке. Вкусная еда, обилие шоу-программ, танцы живота, огненная феерия и раскрепощенная публика совсем не вяжутся с ожидаемыми суровыми нравами мусульманской страны. Публика, состоящая из богатых марокканцев и туристов, "клубится" здесь на всю катушку. Впрочем, понять, кто местный, а кто в гостях, все же можно.
У людей попроще развлечения иные. Пятничным вечером они собираются на площади в центральной части города Медине. Днем это самый яркий восточный базар в стране, где можно купить что угодно. Вечером площадь у Медины - место приема пищи и общения. Здесь под открытым небом варятся креветки, мясо, бараньи головы. Несмотря на отсутствие хоть какой-то санитарии, желающих вкусить эти блюда более чем достаточно.
Не хотите есть? Неподалеку заклинатели змей, суфии, просто что-то очень эмоционально рассказывающие горожане. Словом, посмотреть есть на что, только вот приходить нужно пораньше, а не в 23.30, как это сделали мы.
До гостиница Le Meridien N’Fis, где мы остановились, от Медины всего 2,7 км. Прогулка пешком - то, что нужно после сытного ужина. Ночные улицы Марракеша спокойны и безопасны для подобных прогулок, но лучше придерживаться широких освещенных проспектов, иначе очень велик шанс заплутать.
Ранний утренний подъем вопреки ожиданиям оказывается совсем несложным. Сказывается разница во времени: когда в Марракеше 6 утра, в Минске уже 9.00. После легкого завтрака с традиционным арабским чаем с мятой наш караван отправляется в сторону Сахары.
Перед тем как попасть во вторую по площади пустыню планеты, нам предстоит преодолеть Атласские горы, протянувшиеся с северо-востока до юго-запада страны.
Поначалу подъем идет по узким витиеватым шоссе. То и дело колонна из восьми Duster вынуждена останавливаться в ожидании расчистки обвалов грунта. В это время года большинство обвалов искусственные, вызванные деятельностью человека, поэтому особой опасности в них нет, лишь потеря времени. Но, судя по знакам у шоссе, естественные природные катаклизмы здесь тоже не редкость.
Чем дальше дорога заходит в горы, тем круче и забористее становятся серпантины, от которых у сидящих впереди захватывает дух, а у сидящих сзади вызывает несколько иные позывы.
Почти у перевала на небольшой стоянке встречаем небольшой базарчик с сувенирами из камня и металла. Как и везде в Марокко, здесь нужно торговаться до последнего. При этом весьма важно, чтобы у вас при себе были не доллары и евро, а местные дирхамы, на которые валюту можно поменять в аэропорту, банке или на рецепции отеля, где за 1 евро дают около 11 дирхам. Торгуясь, помните: запрашиваемая продавцом товара или услуг сумма раз в пять больше реальной цены, за которую он готов отдать товар. Причем торговаться нужно и на рынках, и даже в конторах по прокату автомобилей.
Сувениры в Атласских горах весьма разные: от местных "самоцветов", многие из которых искусно подкрашены продавцами, и марокканского таджина, в котором местные жители готовят едва ли не 75% своих мясных блюд, до туфель Алладина с загнутыми носами и окаменелостей доисторических моллюсков, возраст которых исчисляется миллионами лет.
За перевалом, на который колонна турбодизельных Duster взлетела весьма лихо с расходом топлива, не превышающим 6,8-6,9 л/100 км, наш путь по асфальту закончился. Тут-то и началась стихия шин BF Goodrich All Terrain T/A КО2, с "атэшным" протектором и усиленной боковиной, способной противостоять острым кромкам камней и горной породы, устилавшей наш путь.
Трансмиссия всех машин все еще в режиме "авто", все системы безопасности активны, Duster четко и послушно следует командам водителя, благодаря чему за рулем можно расслабится даже на горной дороге с грунтовым покрытием и отсутствием намека на какие-либо отбойники. Пейзажи, мелькающие за окном, не оставят равнодушным даже самого безразличного к природным красотам человека.
Здесь нельзя не остановиться для фотосессии, и черт с ним, с графиком. Когда еще такое увидишь! Феерия цветов, потрясающий ландшафт, то и дело вспыхивающие островки растительности. Наконец, каменные скульптуры, сотворенные солнцем, водой и ветром без участия человека. А ведь впереди еще Сахара.
По закону падающего бутерброда в саму пустыню мы въезжаем после 18.00, когда видимость снижается до нуля. Идти нужно след в след. Но шутка в том, что следа-то и не видно, как не видно и едущего впереди втомобиля. В свете фар только огромное облако пыли, поднимаемое машинами, идущими во главе колонны.
Особенно это критично в каменной части пустыни, где пыли больше. Задействовано все: фары, "противотуманки", "аварийка". В таких условиях главное - обозначить себя, не потерять едущий впереди автомобиль и не уехать в Алжир, с которым у Марокко не самые лучшие отношения из-за территорий в Западной Сахаре. А путь наш лежит аккурат вдоль границы.
Тем временем каменная пустыня плавно переходит в песчаную. Твердое покрытие то и дело разрывают островки песка, при проезде которых то и дело срабатывает ESP, приходится интенсивнее давить на педаль акселератора. Лишь раз потеряв нужное направление, что в темноте не мудрено, мы наконец-то добираемся до палаточного лагеря, в котором предстоит провести грядущую ночь.
Территория лагеря из шатров устлана коврами и освещена неким подобием керосиновых ламп. Ковры здесь неспроста. Они не только делают удобным передвижение по лагерю, но и снижают вероятность встречи наших ног со всякой пустынной живностью типа скорпионов и змей, которых здесь в достатке.
"Ночью их нет, холодно. А вот утром, если пойдете снимать рассвет, внимательно смотрите под ноги. Кобры выползают греться на солнце, насекомые тоже пробуждаются к жизни. Да, и обувь утром, перед тем как надеть, лучше вытряхните. Мало ли кто заполз погреться…" - напутствует нас сопровождающий.
Оптимистично, ничего не скажешь. Пьем чай из рюмок, пробуем запеченого подобно курице в фольге барана и расходимся по шатрам. После 14 часов за рулем танцы берберов привлекают внимание не надолго. Все чертовски устали.
Сахара для нашей экспедиции оказывается радушной хозяйкой. Температура на улице ночью около +10°С, на фоне +38°С днем это мало, но спать в шатре с газовой горелкой вполне тепло. Коллеги из предыдущих групп ночевали при +4°С. Усталость делает свое дело - лагерь засыпает.
Проснуться до рассвета получилось у считаных участников путешествия. Остальные много потеряли. Зрелище незабываемое и очень динамичное. Пустыня в считаные минуты преображается на глазах. Буйство красок такое, что все голливудские спецэффекты "курят в сторонке". Более того, неподалеку от Cахары расположилась съемочная площадка студии Atlas, на которой снимали "Астерикса и Обеликса", "Игры престолов" и огромное количество других фильмов. Мы проехали мимо, лишь остановившись для фото, а при наличии времени студию можно посетить всего за 50 дирхамов (около $5).
Но вернемся к Сахаре и ее обитателям. Проводник не обманул: на дюнах у лагеря - огромное количество следов, оставленных змеями, грызунами и насекомыми. Поэтому расслабляться не стоит.
В ходе завтрака выясняется, что пески у лагеря вовсе не дюны, а так, мелочь. Настоящие дюны будут через 2 часа пути по пустыне. И там все будет по-взрослому: никаких ESP, только полный привод с заблокированной межосевой муфтой и низкие передачи.
По пути к дюнам несколько раз встречаем стада верблюдов. У одинокого колодца замечаем берберов-кочевников. Завидев нас, они поначалу устремляются к колонне с сувенирами в руках, но при виде фотоаппаратов почем-то резко меняют направление. Верблюдам же все равно, мы буквально проезжаем через их небольшое стадо.
Констатацией того, что мы достигли серьезных песков, становится застрявший по самое не хочу Mitsubishi Pajero Sport. С помощью лопат его вызволить не удается. Машина рамная и тяжелая, да и резина у нее не то чтобы очень. В итоге на помощь приходят почти все участники экспедиции, один из Duster и рывковый ремень. С пятой попытки Mitsubishi способен ехать сам.
Глядя на него, возникает желание снизить давление в покрышках хотя бы до 1 атм. Желание есть, а манометр только один, поэтому пользуемся лайфхаком одного из участников. Оказывается, если вывернуть ниппель полностью, в какой-то момент выходящий из покрышки воздух начинает свистеть - это сигнал того, что у вас в шине осталась та самая 1 атм. Проделали этот фокус на своем авто. Все четыре колеса действительно начали свистеть при 1 атм. Берем этот способ на заметку.
Проходим первые дюны - и вот сюрприз, так сюрприз. За горой песка - команда "КАМАЗ-Мастер". Спортсмены на КАМАЗах приехали сюда тренироваться перед Africa Eco Race, которая в отличие от ралли "Дакар", переехавшего в Южную Америку, как и раньше, финиширует на Розовом озере.
Еще один сюрприз - ездить нам предстоит по одним и тем же дюнам, то есть существует риск повстречаться с гоночным КАМАЗом и не только, так как здесь же снуют багги и мотоциклисты на КТМ.
Когда КАМАЗы прибывают на бивуак, в дюны отправляются Duster. Поначалу "вау-эффект" небольшой, как, впрочем, и дюны. А вот дальше все становится гораздо интереснее. Представьте, что вам нужно подняться на третий этаж по песку. Причем уклоны тут далеко не маленькие. Поначалу кажется, что это невозможно. Но Duster словно намекает: "Я справлюсь, не дрейфь".
И вот включена вторая передача. Плавный старт, "газ", "газ" и… Машина взлетает на дюну. Но подняться по песку - это лишь часть задачи, нужно еще вовремя сбросить "газ" и плавно перевалиться через вершину. Сделал это чуть раньше - откатывайся до самого низа подъема и дальше, чтобы у машины было место для разгона. Сделал позже - имеешь все шансы перевернуться, ибо обратный склон, как правило, более крутой. "Сбросился" на вершине - сядешь на "брюхо". В общем, счет идет на сантиметры.
Зато когда приноровишься, американские горки кажутся детским аттракционом. Но расслабляться нельзя, иначе придется либо копать, либо ждать помощь.
Кстати, именно в песках вылез на поверхность один из недостатков Duster, редко упоминаемый в интернете: при съезде с крутых дюн задний бампер автомобиля работает как ковш, из-за чего его часто срывает с креплений. Поставить его на место несложно, но нужна определенная сноровка и отвертка.
В остальном Duster в песках очень хорош. Застревать он, конечно же, застревает, но вызволить машину из песчаной ловушки плевое дело - было бы кому дернуть. Несмотря на то что застревали по неопытности в нашей экспедиции почти все, ни лопаты, ни сенд-траки нам так и не понадобились ни разу.
Самую большую задержку в песках вызвало "разувшееся" колесо одной из машин, экипаж которой снизил давление до 0,6 атм, что позволило ему творить чудеса на песке. В итоге автомобиль таки разулся, на помощь пришла подушка-домкрат, надуваемая выхлопными газами, и компрессор. Чтобы выехать из песков, даже "запаску" использовать не пришлось.
После дюн маршрут вывел нас на соляное озеро, где машины, выстроившись в ряд, на протяжении нескольких километров неслись, поднимая клубы пыли, параллельно друг другу.
Затем Сахара еще раз продемонстрировала, какими коварными бывают ее пески, если хотя бы на минутку расслабиться. Прямо у колодца почти половина машин, остановившись в песке, по консистенции напоминающем пудру, просто не смогла тронуться без посторонней помощи. Благо она была рядом.
Вообще же Сахара оказалась совсем не такой безлюдной и страшной, как показывают ее телеканалы. Здесь есть жизнь, стоит остановиться - откуда ни возьмись появляется бербер-мотоциклист, погонщик верблюдов либо мальчуган, который просит что-нибудь на память. По словам проводника, время появления людей в этом районе Сахары составляет в дневные часы около 60 минут. А вот ночью все далеко не так оптимистично.
У всякого путешествия есть начало и конец. И ближе к закату наш путь тоже лежит к асфальту и цивилизации. После клубов пыли и дюн нам, равнинным людям, дико хочется в душ. И неважно, что гостиница не пять звезд, главное - здесь можно умыться и прилечь отдохнуть после трудного дня.
Полученные в Сахаре впечатления не забудутся никогда. Благодаря "Renault Россия" и белорусскому импортеру марки 5-летний юбилей присутствия Duster на нашем рынке прошел незабываемо, открыв для меня еще одну грань возможностей этого простого, надежного и неприхотливого автомобиля. Выехать после дня езды по Сахаре на асфальт со средним расходом топлива 7,4 л/100 км может далеко не каждый кроссовер. Duster - может. Что он очередной раз доказал и в Сахаре, и в Атласских горах, проехав в рамках экспедиции по Марокко более 1200 км.
Юрий ЛИХУТА
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram.