Найти тему
Фантастика

Грязная мрачность или мрачная грязность

Немного о поджанре гримдарк в фэнтези

Джо Аберкромби довольно долго пытался бороться с штампом «гримдарк», который налепили на его работы. Он считал термин оскорблением и даже, просто чтобы поиздеваться над своими оппонентами, взял ник Lord Grimdark в Твиттере. Народ воспринял это всерьез. Название поджанра прижилось. Не нужно шутить с фанатами.

Собственно, я и сам не поклонник как названия, так и большинства работ, однозначно в этот поджанр записанных (я специально добавляю «однозначно»). Гримдарк — грязно-темный, звучит смешно само по себе, а когда вдумываешься в смысл, мол, тьма в этой книге поднята до отметки 11 по десятибалльной шкале, становится еще забавней. Но куда интересней то, что под ним подразумевается.

-2

Сам термин гримдарк пришел к нам из вселенной Warhammer 40000, а точней из знаменитой фразы «In the grim darkness of the far future, there is only war!». И хотя Warhammer известен тем, что не воспринимает себя слишком уж серьезно (орки сражаются с эльфами в космосе и всем им противостоят люди с мечами-бензопилами — несмотря на весь пафос книг и игр по вселенной, некоторая ее юмористичность все же подразумевается), фанаты направления гримдарк в фэнтези говорят именно о серьезных, реалистических книгах, где герои недалеко ушли от злодеев, а иногда и вообще никуда не ходили; мир безрадостен, и будущее еще печальней.

И уже из самого видения поджанра возникает несколько проблем:

Во-первых, у гримдарка очень размытые границы, трудно однозначно определить, что к нему принадлежит, а что нет. При желании, мы можем отнести к нему любую книгу, где главным героем будет сомнительный персонаж, а окружение, в котором происходят события, не сверкает солнечными лучиками и вознесшейся в небо радугой. Многие так и делают.

Во-вторых, авторы, которые сознательно записывают свои работы в гримдарк, часто перебарщивают с «тьмой, грязью и говном», до такой степени, что книга начинает восприниматься юмористической.

-3

К примеру, я читал роман The Barrow, где происходит трагическая сцена: жрица Темного бога насилует девушку специальным приспособлением, сделанными из рога черного единорога. Я хихикал как невоспитанная кикимора всю сцену — автор довел мрачность и «грязность» до того состояния, когда воспринимать происходящее всерьез просто не представлялось возможным. Становится ли девушка девственницей, если ее изнасиловать рогом единорога? Нет, ведь это был чорный единорог.

-4

Ну и, раз уж мы определились, что поджанра гримдарк как такового не существует и это всего лишь удобная наклейка, придуманная фантами и радостно подхваченная издателями, поговорим немного о главном отце «гримдарка» Джо Аберкромби.

Мало кто в русском фэндоме (включая, увы, меня) понял один из основным моментов, лежащий в основании «Первого закона» Аберкромби. Это «Властелин колец», вывернутый наизнанку. Подумайте сами: группа злодеев отправляется в поход, чтобы забрать артефакт, не находят его и возвращаются с пустыми руками, вокруг разворачивается война и болезнь. Теперь вспомним «Властелина»: группа героев несут артефакт, чтобы уничтожить его, уничтожают, война прекращается, вокруг мир и благодать. Каким образом я не заметил это, когда читал — вопрос отдельный.

-5

Аберкромби не был бы хорошим писателем, если бы ограничился простым переигрыванием Толкиена. Из этого родилась книга, потому что Аберкромби решил, что фэнтези завязло в своих стериотипах и надо бы его встряхнуть. Целью для встряхивания он, понятно, выбрал самую каноничную книгу жанра. Но помимо этого, у него получились удивительно обаятельные негодяи, часть их которых отчаянно пытается стать лучше и у них крайне болезненно это не получается. Сюжет «Первого закона» значительно сложней простого квеста, а Логен Девятипалый, хоть и является зеркальным отражением Арагорна, вышел значительно сложней и объемней последнего. Он напоминает алкоголика, который очень хочет избавиться от своей привычки, но как только видит бутылку, забывает обо всех благих устремлениях.

В общем и целом, прочитав «Первый закон» становится понятно, почему читатели решили, что пора бы сделать новый поджанр под эту книгу. Понятно и откуда появились подражатели и последователи. Народ решил, для того чтобы сделать что-нибудь подобное, достаточно убрать идеализм и добавить грязи. Но дело в том, что Аберкромби добавляет грязь не для того, чтобы герои выглядели круче и отмороженней (хотя, подозреваю, и для этого тоже). В своей трилогии он, как мне кажется, пытался показать — насколько сложно быть хорошим человеком и как это страшно, когда у людей не получается.

По сути, как говорит и сам Аберкромби, его книги — это просто фэнтези, но фэнтези спущенное от богов и могущественных чародеев на землю, к людям.

Мой канал телеграм