Три момента прошедшего в Минске саммита Организации договора о коллективной безопасности, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, которые особенно бросились в глаза журналистам.
«Такого еще не было»
Фото Дмитрий Азаров, Коммерсантъ
Как отмечает спецкор «Коммерсанта» Андрей Колесников, этот форум запомнился «особым украшением». Вот избранное из его репортажа:
«Лидеры ОДКБ встречались во Дворце независимости в Минске. Церемония на первый взгляд была обыкновенная: главы государств один за другим подъезжают ко входу во дворец, поднимаются, принципиально не спеша, заходят в огромный холл, в середине которого стоит, сложив руки на груди, хозяин саммита — грузнеющий президент Беларуси, здороваются с ним и проходят в комнату ожидания, чтобы, когда соберутся все вместе, проследовать на церемонию фотографирования.
Но! Александр Лукашенко в этот раз неожиданно решил украсить церемонию. И кем? Пятью девушками невиданной красоты, которых он поставил в шеренгу рядом и раздавал президентам после рукопожатия с собой — каждому по одной. Это было странное зрелище: он показывал Нурсултану, например, Назарбаеву на девушек, словно предлагая выбрать, какая получше, и девушка эта, мило улыбнувшись, уводила мужчину за собой.
Да, такого еще не было.
Остается сказать, что Владимиру Путину, который приехал последним, выбирать было не из кого: осталась одна. И он тоже. Вот и встретились, казалось бы, два одиночества. И тут произошло самое неожиданное. Господин Путин, единственный из президентов, вместо того чтобы безоглядно пойти за впечатляющей девушкой (хоть на край, видимо, света), пожал ей руку.
Такое впечатление, что девушка в это мгновение перестала понимать, что ей делать дальше. Она тогда стрельнула глазами в сторону Александра Лукашенко, тот, мне показалось, еле заметно кивнул — и она все-таки увела Владимира Путина куда положено.
И весь этот эпизод теперь так и будет зафиксирован, как тут сейчас изложено, в новейшей истории не только ОДКБ, а и Беларуси, и также, конечно, России.
Заседание между тем было недолгим (а чего тянуть: все главное случилось, я считаю, еще до его начала).
Перед обсуждением в расширенном составе выступил Александр Лукашенко — и не мог не запомниться. Хотя бы одной только фразой. Вот, собственно говоря, она:
— Это был принципиальный разговор самых близких в мире государств! Более близких и роднее государств в мире, к сожалению, больше нет!
То есть как это понимать? Что в родные друг другу достались именно эти государства, а не какие-нибудь другие (Германия там, Италия, США, Израиль…)? Или что, больше никто никому такой не родной, как они друг другу?
Невинная ситуация вдруг страшно запуталась, а тут еще Александр Лукашенко спохватился и добавил (к сожалению):
— А может, и к счастью!
Он и сам уже, конечно, не очень понимал, что у него в результате получилось, и предпочел начать с чистого листа: поблагодарил присутствующих за то, что они приехали в город-герой Минск, и добавил:
— Я уверен, что вы любите свой город!
Опять Александр Лукашенко заставил участников саммита сомневаться в себе. Какой город они должны были любить? Тот, в котором живут? Или тот, в котором живет Александр Лукашенко и предлагает таким витиеватым образом считать его своим и всем этим людям? И должны ли они тогда считать его своим?
Но по крайней мере одно было ясно: Александр Лукашенко хочет казаться гостеприимным хозяином, умеющим сказать так сказать.
Президент Беларуси пожелал всем приятного аппетита. Участникам саммита предстоял обед на втором этаже, журналистам — на третьем, на балконе (предвосхищая законные вопросы, скажу сразу: белорусское сало было и там и там)».
Путин приехал на высоких каблуках
Момент встречи в Минске перед саммитом ОДКБ глав государств России и Беларуси опубликован в Telegram-канале «Пул №3». На видео хорошо видна высота каблуков российского лидера, когда он движется по ковровой дорожке навстречу Лукашенко.