Исследователи из университета Хельсинки обнаружили, что на формирование слуха влияют различные звуковые среды. Например, на них воздействует родной язык испытуемого и уровень его музыкальной подготовки, причём влияние музыкального уровня зависит от того, какой именно язык родной для человека.
Credit: public domain
Используя электрофизиологическую запись активности ствола мозга, докторант Кейтлин Доусон (Caitlin Dawson) предлагала испытуемым звуковые тесты, результаты которых показывали порог различения звуков по интенсивности, частоте и продолжительности. Кроме этого испытуемые указывали свой родной язык и уровень музыкальной подготовки.
Оказалось, что более высокий уровень музыкальной подготовки улучшает слуховые функции по-разному, в зависимости от родного языка музыканта. Так, для финского языка значима разница длинных и коротких звуков, которые определяют смысл слов. Это может быть причиной того, что финноговорящие испытуемые показали лучшие пороговые результаты различения долготы звука по сравнению с теми, кто говорит на немецком.
В то же время уровень восприятия характеристики частоты у финноговорящих зависел от уровня музыкальной подготовки, а у носителей мандаринского языка – нет, так как этот язык – тонический и использует как длину, так и частоту звуков.
Язык – более раннее и важное умение, чем музыкальные навыки, поэтому фонологические шаблоны родного языка могут модулировать усиливающие эффекты уровня музыкальной подготовки на обработку конкретных функций или же сводить его на нет.
Текст: Полина Гершберг
Effects of linguistic and musical expertise on early auditory processing : Electrophysiological and behavioral evidence by Caitlin Dawson. Doctoral dissertation (article-based).