Найти тему
Agnostica

Напиши - теперь узнают все!

Недавно и, можно сказать, практически случайно я очутилась в Московском доме книги на юбилее серии «Народная книга». Признаюсь, слышала о проекте немного, а название серии даже как-то отпугивало от того, чтобы взять и почитать. Есть в этом названии для меня что-то такое официальное, советское и как будто совсем несовременное.

Но все оказалось совершенно иначе.

Что же за проект и для кого?

Проект «Народная книга» – это то, что позволило тысячам людей написать о себе, о своей жизни и своих мыслях. На данный момент серия состоит из нескольких книг: «Детство 45-53: а завтра будет счастье», «Бессмертный полк», «Школа жизни», «Мои университеты», «Были 90-х» (в 2 частях) и др.

Проект, как оказалось, существует уже давно, а в этом году отмечается его пятилетний юбилей.

Уже дома, под впечатлением от проекта, я заглянула на сайт «Народной книги» и почитала о том, откуда и как он появился. А начался он просто и неожиданно для России пятилетней давности, потому что с трудом верилось в возможность продавать рассказы никому неизвестных людей, тем более такими тиражами. Большую роль в этом сыграла Людмила Улицкая. Именно она стала первым автором-составителем  народных историй о жизни в 1945-1950-е годы. Так родился первый конкурс читателей «После Великой Победы», а потом и первая «народная» книжка «Детство 45-53: а завтра будет счастье», в которую вошли отобранные в конкурсе рассказы обычных людей.

Почему это интересно?

Первые полчаса презентации серия книг не вызывала во мне особых мыслей и чувств. Я присела в Литературном кафе Московского дома книги и наблюдала за беседой составителей серии – Александры Марининой и Марии Метлицкой с Кларисой Пульсон  – литературным критиком, и гостями презентации.

На фото слева направо: Клариса Пульсон, Александра Маринина, Мария Метлицкая
На фото слева направо: Клариса Пульсон, Александра Маринина, Мария Метлицкая

И вот внимание на себя обратила девушка в бордовом костюме, как потом оказалось, это была Виктория Шервуд – редактор военной серии книг (фото, к сожалению, нет). А заинтересовала она одной простой фразой: представляете, «один отдельно взятый папа» может быть интересен. И сразу осознался огромный смысл проделанной работы. И даже военная тематика этой серии показалась не такой заезженной до дыр, потому что для «конкретного папы» это был рассказ о самом страшном и одновременно очень ярком событии в жизни. Да и рассказ этот был  не в 105 раз от дедушки внукам, а всем без исключения: знакомым и незнакомым, разного возраста и разной судьбы.

А в книгу «Бессмертный полк» из этой же серии  вошли даже рассказы детей. И это необычайный опыт узнавания своей семьи, после которого мне вдруг захотелось расширить эту тему до осмысления ребенком не просто военной темы, а жизни поколений своей семьи, своих мам и пап. И все это для того, чтобы вернуть близость и душевность общения между родными, сделать маленький шаг, чтобы вернуть понимание и открытость.

После этого я уже ловила каждое слово выступающих. И знаете, что самое интересное: ко мне пришло понимание, что художественное осмысление действительности сейчас вдруг отошло на второй план, показалось мне совсем чужим и мертвым. А в этих книжках явно виделось живое, реальное, близкое, опыт конкретного человека, его сомнения, радости и ошибки. И это совсем не мемуаристика, это простой и открытый разговор с обычным человеком о том, что было и что чувствовалось.

А все ли написанное правда?

Конечно, читая подобные сборники, задаешься вопросом: как же определить в них грань между правдой и вымыслом, все ли написанное здесь реально?

На этот вопрос замечательно ответила Александра Маринина. Да, люди могут соврать, могут и приукрасить. Может быть, в этих книгах, половина вранья или даже больше… Но здесь и не нужно искать правды факта, ее здесь быть и не должно. Это правда совсем иного рода – правда осмысления этого факта. Историю можно выдумать и можно выдать ее за настоящую, но скрыть свое отношение к тому, что ты рассказываешь, невозможно. Это видно в каждом слове, в каждом построении фразы, в интонации этой фразы. Это не фотография события, это «фотография души». В этом и есть абсолютная правда сборников серии «Народная книга». Этим они притягивают. И, затянутый уже с головой в рассказ незнакомого тебе человека, в его эмоцию, ты не можешь оторваться от книги, потому что эмоция близка и реальна.

Какие книги сейчас готовят к изданию, и можно ли поучаствовать?

Проект в самом разгаре, поэтому большое количество тем сейчас находятся в разработке редакции АСТ: «Женский день/век», «Футбольные страсти», «Животные, которые нас приручили», «Москва и москвичи», «Понаехали», «Колючая жизнь» (о жизни заключенных) и разные другие. О них можно прочитать на сайте «Народной книги»  и поучаствовать абсолютно всем. Самые яркие рассказы будут напечатаны, а остальные можно будет увидеть на сайте проекта.

В 2018 году  готовится к выходу книжка о бабушках и дедушках, а позже под руководством Гузель Яхиной (автором романа «Зулейха открывает глаза») выйдет книга с рассказами от людей и о людях разных национальностей России.

Как видите, темы разнообразны и, я уверена, каждому найдется, чем поделиться с другими.

Что я из этого вынесла?

Хотелось бы закончить как раз вот этим: что я из этого вынесла?

В беседе тем вечером прозвучала очень интересная метафора о том, что все это многообразие историй обычных людей – это хор, каждый в котором поет свою уникальную партию. Да, возможно, порой, за этим многообразием теряется конкретная личность, но эта  мозаика мнений, историй и идей складывается в единый жизненный поток опыта, чувств и мыслей.

Прочитайте и вы почувствуете, как ваш мир одновременно сузится до эмоции конкретного человека и безгранично расширится до бури эмоций хора.

А еще я не могла не вынести с этой презентации несколько книг. Особенно, конечно, меня увлек сборник «Школьные воспоминания: мой урок литературы». И абсолютно не зря. Но для этой книги нужен особый отдельный пост!