К вопросу о жалобах на назойливое и иногда агрессивное "попрошайничество" представителей мурси, так часто фигурирующих в отчетах туристов, посещающих племена долины реки Омо на юге Эфиопии.
Дэвид Тёртон, занимавшийся исследованиями мурси, в одной из своих статей в "Антропологии сегодня" за апрель 2004 года через диалог раскрывает непростые отношения, которые складываются между племенами Южной Эфиопии и туристами, приезжающими за экзотикой.
ДТ: Скажи, что вы думаете насчет того, что к вам приезжают туристы на машинах, чтобы фотографировать вас и снимать видео? Только честно.
Мурси: Мы говорим "Это их дело". Те, кто приезжает, относятся к категории людей, которые делают фотографии. Это вещи "белых". Что мы знаем об этом? Это ты один из тех, кто знает. Мы живем здесь, а они приезжают, чтобы сделать фотографии. Есть такие, которые фотографируют и тут же появляется изображение наших тел. Если это плохо, скажи нам.
ДТ: Меня интересует, что именно вы думаете об этом, а не то, что говорят белые.
Мурси: Что мы думаем? Мы не знаем. Они не говорят на нашем языке, поэтому мы не можем спросить у них, зачем они делают фотографии. Но мы можем спросить у тебя, ведь ты говоришь на языке мурси. Они приезжают с "кучумба", которые всегда остаются сидеть в машинах. И когда туристы заканчивают фотографировать, они увозят их. Мы спрашиваем себя, зачем они делаю фотографии? Чтобы узнать нас? Или для чего?Должно быть те, кто делает фотографии, не знают, как правильно вести себя, как жить. Даже старые женщины приезжают к нам и делают фотографии. Это нормально для белых, они всегда так себя ведут? Вот о чем мы спрашиваем себя.
ДТ: Вот это то, о чем вы сами задумываетесь!
Мурси: Скажи нам, зачем они фотографируют? Они хотят, чтобы мы стали их детьми? Или зачем? Зачем они фотографируют?Если они приезжают к нам только для того, чтобя сделать фотографии, то они должны платить нам, не так ли? Но они не хотят.
ДТ: Да, это плохо. Это сердит вас?
Мурси: Да. Они делают множество фотографий, дают нам чуть-чуть денег, садятся в машины и уезжают. Да, белые люди воры.
ДТ: Да, это плохо. А "кучумба"? Они отличаются от белых?
Мурси: Да, они не делают фотографий. Они только просят у нас еду: "Дайте нам козу". И мы даем. Когда приезжает много белых, мы даем коз кучумба за то, что они привезли нам белых. Это вроде платы. В твоей стране вы ведь платите?
ДТ: Да, конечно.
Мурси: Кучумба больше похожи на нас. А эти "вещи" (фотографии) из твоей страны, где растут железные кровати (улыбается). Дай нам машину и мы поедем в твою страну, чтобы делать фотографии белых.
Перевод: А. Шляхтинский