Найти тему

Почему запрет абортов неприемлем

Аборты - безусловное зло. Однако, в СССР в период их законодательного запрета с 1936 по 1955 год, доля женских смертей выросла с 26% до 70%. Это только официальные данные Минздрава РФ. Разумеется, кто бы как ни ратовал за их полный запрет в 2016 году, инициатива эта не будет принята. Во всяком случае, очень хочется надеяться. Ибо история имеет склонность повторяться.

Вот, например, какая ситуация в Польше, где аборты законодательно запрещены с 1993 года:

Тогда парламент принял «Закон о планировании семьи, защите плода и условиях прерывания беременности». По этому закону женщина может прервать беременность только в трех случаях:

— беременность угрожает жизни или здоровью женщины;

— медицинские исследования показывают, что ребенок с высокой степенью вероятности родится с тяжелым и необратимым дефектом или неизлечимой болезнью, которая поставит под угрозу его жизнь;

— есть основания полагать, что ребенок был зачат в результате преступления — например, изнасилования.

В первых двух случаях аборт можно делать только до тех пор, пока плод недостаточно развился для того, чтобы жить вне утробы. В случае зачатия в результате преступления срок возможного аборта оговорен четче — не позже окончания 12-й недели беременности. Сведения о том, что беременность наступила в результате преступления, должен подтвердить прокурор. Медицинские показания к аборту должны быть заверены врачом.

Кроме запрета на аборт закон устанавливает обязанности государства помогать беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В школах вводится обязательный курс сексуального воспитания и ответственного родительства. Ответственность за нелегальный аборт несет тот, кто проводил операцию или занимался ее организацией, а не женщина. Наказание — до трех лет тюрьмы.

Официально в Польше почти нет абортов. По данным государственной статистики, в 2014 году аборт сделали всего 970 женщин. Для сравнения: на Украине в 2014 году было проведено 116104 аборта, в Испании в 2013-м — 108690. При этом в 1997 году, когда в Польше вступила в силу поправка, которая позволяла делать аборт женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, количество легальных абортов резко выросло. Спустя год Конституционный суд Польши эту поправку отменил.

Институт легальных абортов в Польше работает плохо. Правозащитники отмечают, что даже если у женщины есть законные основания для аборта и она хочет пройти это процедуру, она сталкивается с серьезными трудностями. В частности, из-за того, что у врачей есть право отказаться проводить операцию по религиозным соображениям. Получить медицинское подтверждение, что роды могут повредить здоровью матери, непросто. В 2007 году Европейский суд по правам человека присудил компенсацию Алиции Тышьяк (Alicja Tysiac): она пыталась добиться разрешения на прерывание третьей беременности, потому что страдала серьезным заболеванием глаз. Ей отказали, и из-за этого женщина практически ослепла. Случаи, когда беременность разрешают прервать из-за того, что она стала результатом преступления — единичны. Судя по статистике преступлений на сексуальной почве и опыту других стран, причина может быть именно в том, что институт легальных абортов работает плохо.

На самом деле абортов гораздо больше. Но сколько — никто не знает. Официальная статистика не отражает реального положения дел, это признают даже те, кто поддерживает запрет. Многие женщины ездят прерывать беременность в соседние страны, некоторые проходят «подпольные» операции. Неизвестное число женщин самостоятельно избавляется от плода — например, с помощью специальных препаратов.

По оценке польской Федерации женщин и планирования семьи (организации, выступающей против запрета), ежегодно на аборт решается от 80 до 100 тысяч польских женщин. При этом авторы этой оценки признают, что у них нет «твердых» данных — их выводы во многом построены сравнительном анализе. В частности, они сравнивают нынешние официальные оценки количества абортов со статистикой до запрета. В 1988 году в Польше прошло 105333 аборта, а в 1993 — всего 676. По словам правозащитников, сложно поверить, что запрет столь эффективно сократил количество нежелательных беременностей и последующих абортов. Сотрудники Федерации судят о ситуации с нелегальными абортами и по другим данным — по разговорам с женщинами, которые звонят на их «горячую линию», по большому количеству рекламы с предложениями об абортах и так далее.

Также невозможно установить, сколько полячек выезжают делать аборты за рубеж, но, вероятно, речь идет о тысячах операций. В 2010 году «абортивный туризм» обсуждался в польском парламенте: врачи из Австрии, Германии и Голландии рассказали, что в их клиниках каждый год беременность прерывают десятки и сотни полячек ежегодно.

В 2013 году польская социологическая служба CBOS провела опрос, согласно которому по меньшей мере один аборт совершили от 4,1 до 5,8 миллиона польских женщин — то есть почти каждая четвертая.

Сторонники запрета считают, что «незаконных» абортов не так велико. Противники абортов признают, что настоящая статистика превышает официальную, но считают, что оценки Федерации женщин и планирования семьи взяты с потолка. Они оценивают количество «незаконных» абортов в 7-14 тысяч ежегодно. Демографы, проводившие эти расчеты, взяли за основу официальную статистику абортов в 1997 году и умножили на предполагаемое соотношение легальных и нелегальных абортов.

Уровень женской смертности от подпольных абортов ничтожен. Эксперты, критикуя запреты абортов, часто говорят о том, что это приведет к большому количеству подпольных операций, и как следствие — к высокому уровню женской смертности. Опыт Польши это не подтверждает: с 1999-го по 2006 год известен только один случай, когда женщина умерла во время нелегальной операции. Исследователи считают, что это связано с тем, что, во-первых, такие операции в основном проводят профессионалы из частных клиник, во-вторых, медицина в целом стала совершенней, в-третьих, что многие прерывают беременность с помощью достаточно безопасных препаратов.

Запрет абортов не улучшил демографию Польши. Есть популярный миф, согласно которому ограничение абортов помогает повысить рождаемость. Такого мнения придерживается, например, патриарх Кирилл. В Польше аборты запрещены, но в ней — один из самых низких в Европе показателей рождаемости. Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Виктория Сакевич считает, что такая низкая рождаемость может говорить о популярности нелегальных (в том числе зарубежных) абортов — учитывая, что польки в основном используют не самые эффективные способы контрацепции. Другие эксперты связывают низкие показатели рождаемости, среди прочего, с тем, что в стране мало женщин репродуктивного возраста.

Запрет на аборты — одна из причин отказа от детей. В Польше женщины часто отказываются от ребенка (3,7 случая на 1000 детей) — это не самый высокий показатель в Евросоюзе, но один из высоких. Исследования показывают, что одна из ключевых причин такой ситуации — запрет на аборт.

Польские власти хотят еще больше ужесточить запрет на аборты. В местном парламенте обсуждают законопроект, который оставляет только одну причину для легального аборта — угроза для жизни и здоровья матери. Документ также вводит уголовную ответственность для женщины за нелегальный аборт — в том числе за попытку.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЗАПРЕТ АБОРТОВ?

Говорит Юлия Кубицкая, акушер-гинеколог Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова:

Последствия вывода абортов из программы ОМС всем известны — рост криминального и подпольного прерывания беременности. Всегда найдутся недобросовестные доктора, которые за деньги сделают аборт в самых жутких условиях. Криминализация легального прерывания беременности совершенно неприемлема.

Что касается запрета экстренной контрацепции вроде «Постинора», перед приемом таких таблеток женщине стоит в срочном порядке обратиться к врачу. У этих средств есть определенные противопоказания, о которых женщина может просто не знать. А на консультации вместе с врачом можно выбрать наиболее безболезненный метод. Это очень серьезная фармацевтическая группа, из-за таких таблеток могут возникнуть проблемы со свертываемостью крови, к примеру.

Как можно сократить количество абортов? Начинать бороться с абортами нужно с источника проблемы, проводя просветительские беседы в школах, рассказывая о контрацепции. Как раз на этапе подросткового возраста.

В целом я против абортов, но их запрет не решит демографические проблемы. У меня нет конкретных статистических данных, но из своего опыта могу точно сказать, что в России абортов становится все меньше и меньше в связи с растущей образованностью женщин, а также повышением качества оральных контрацептивов, которые с каждым годом имеют все меньше побочных эффектов. К тому же у российских женщин сейчас есть большое стремление рожать детей осознанно.

Я не думаю, что врач должен отговаривать женщину делать аборт. Однако было бы хорошо, если бы она могла обратиться к психологу перед этой процедурой: обсудить, почему это произошло и что стоит делать дальше. Такой откровенный разговор может помочь женщине принять правильное решение, и появится небольшой шанс, что она сохранит эту беременность. Но отговаривать от аборта не стоит в любом случае, это же личный выбор.

В некоторых странах практикуют неделю тишины, когда женщина записывается на аборт и ждет какое-то время перед его проведением. На мой взгляд, это лишние нервы, потому что женщина, которая пришла на аборт, уже все для себя решила. Максимум, что доктор может сделать, — рассказать о возможных последствиях аборта для репродуктивной функции. В идеале хорошо бы приводить молоденьких девочек в стационар, где женщины бальзаковского возраста уже готовы все отдать, лишь бы забеременеть. Но вот женщины постарше, которые приходят на аборт, уже прекрасно знают, что делают.

Я согласен с коллегой. Почему-то никто не хочет заниматься тяжёлой, неблагодарной, кропотливой просветительской работой, цель которой - мотивация женщины к жизни и продолжению рода. Никто не хочет создавать условия, при которых бы и материальная и духовная предпосылки материнства росли. Хотят только отнимать, ничего не давая взамен. Аборты - безусловное зло, но за их полный запрет могут ратовать либо невежественные люди, либо заинтересованные в политической или какой-либо иной выгоде.