Полностью текст можно прочитать на сайте ezhikezhik.ru
Кто становится гением? Талантливый ребенок, который воспитывался в музыкальной среде, или работоспособный ученик, готовый к многочасовым занятиям? Этот спор редко обходится без упоминания известных музыкантов, которые еще с детства начали проявлять нетипичные для сверстников способности к искусству. Они на слух воспроизводили мелодии на музыкальных инструментах, когда только недавно научились говорить, исполняли собственные произведения на выпускных экзаменах в консерватории, выступали перед королевской семьей, пока сверстники только обучались нотной грамоте, подписывали контракты со студиями звукозаписи, не окончив даже школы. Анна Рыжкова рассказывает, каким было детство известных музыкантов-вундеркиндов.
Фредерик Шопен
1810 — 1849
Родители Шопена – Юстина и Николай – знали иностранные языки, были хорошо образованны и музыкально развиты. Они рано заметили восприимчивость сына к музыке: при звуках грустной мелодии, он начинал плакать, а когда мама исполняла для него веселые польские танцы, смеялся, танцевал и пробовал на слух подобрать песни на рояле.
Первым учителем для Шопена стала его старшая сестра, она занималась музыкой с паном Живным, который быстро заметил талант Фредерика и вскоре начал уделять мальчику больше внимания. Он записывал за начинающим композитором его простенькие пьесы и обучал его музыкальной технике. Шопен впервые продемонстрировал свое мастерство перед широкой публикой в восьмилетнем возрасте. Он выступил на концерте в пользу бедных в зале Радзивилловского дворца. Мальчик появился на сцене в бархатном костюмчике с кружевным воротником и сыграл технически трудный концерт чешского композитора Йировца. Шопен еще не понимал, что в его выступлении вызвало так много восхищенных отзывов, и когда обсуждал с мамой впечатления от первого концерта, сказал: «Больше всего всем понравился воротничок. Знаешь, мама, на него все смотрели!».
Свое первое серьезное произведение — полонез G moll — сочинил в шесть лет. «Автор этого Польского танца — юный артист, которому едва исполнилось восемь лет... Это подлинный музыкальный гений, ибо он не только с величайшей легкостью и незаурядным вкусом исполняет трудные произведения, но является к тому же автором нескольких танцев и вариаций, которыми знатоки музыки не перестают восхищаться», — писали тогда о Шопене критики в польской прессе.
Юного композитора часто приглашали выступать в домах аристократии. Он участвовал в концертах в Бельведерском дворце у великого польского князя Константина Павловича и даже подарил два своих полонеза Марии Федоровне, матери царя, во время ее визита в Варшаву. Так Шопен попал в высшее общество, стал много гастролировать по европейским странам и сам вскоре занялся преподаванием музыкальных дисциплин.
Ференц Лист
1811 — 1886
Венгерский музыкант Адам Лист, отец Ференца, рано начал учить сына музыке, хотя сам не имел профессионального музыкального образования и лишь в свободное от работы время (Адам был помощником по хозяйству в имениях князя Эстерхази) играл в оркестре. В церкви Ференца учили пению, а освоить орган помогал местный органист. Спустя три года занятий Ференц смог выступить в публичном концерте наравне со взрослыми музыкантами. Мальчику тогда было восемь лет.
Понимая, что сыну нужна серьезная академическая школа музыки, отец везет его в Вену. Здесь Листа начинает учить известный пианист Карл Черни — абсолютно безвозмездно.
Уроки Черни помогли Ференцу в совершенстве освоить технику игры на фортепиано. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из таких триумфов сам Бетховен подошел к юному исполнителю и поцеловал его.
Первым произведением Листа стали «Вариации на тему вальса Диабелли», которое он написал в 11 лет. А оперу «Дон Санчо, или Замок любви» в 1825 году поставили в театре Большой парижской оперы, несмотря на то, что автору произведения не было и 14 лет!
Отец Листа надеялся, что мальчик сможет поступить в парижскую консерваторию, куда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Однако рекомендации и отзывы критиков открывали для Листа двери самых престижных салонов столицы. Уже через несколько недель после переезда он играл во дворце герцогини Беррийской, которая принимала у себя в гостях членов королевской семьи.
Однажды Лист играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Концерт настолько понравился гостям, что герцог устроил музыканта в Итальянский оперный театр. Известно, что во время выступления, когда Лист играл сольную часть, музыканты оркестра настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Один из критиков потом написал: «Маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел». Этот успех закрепил за Листом славу нового музыкального гения, нового Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт
1756 — 1791
Утомительное детство, как часто называют годы взросления Моцарта, ребенка вряд ли действительно утомляло. Все вокруг него занимались музыкой, поэтому музицирование в семье постепенно стало чем-то естественным. Моцарт с четырех лет одновременно стал обучаться игре на клавесине, органе и скрипке. Во многом стремление ребенка к музыке — это заслуга отца. Леопольд Моцарт был довольно известным австрийским скрипачом и композитором, автором руководства по игре на скрипке.
Уже в четыре года мальчику хватало музыкальных способностей, чтобы написать небольшой концерт для клавесина. Мальчик сидел за столом, водил пером по бумаге с нотным станом, пачкая пальцы в чернильнице. Когда произведение было готово, взрослые сначала не поверили, что написанный наспех музыкальный текст с кляксами будет представлять какую-то художественную ценность. А потом решили сыграть по нотам «концерт» четырехлетнего Вольфганга. «Смотрите, господин Шахтнер, — обратился отец к своему придворному музыканту, — как все здесь правильно и со смыслом!».
В шестилетнем возрасте Вольфганг уже давал концерты в разных странах со своей сестрой и отцом. В начале 1764 года были опубликованы его первые сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе стояла надпись: «Автор музыки —- семилетний мальчик». Всё это время Леопольд Моцарт следил, чтобы занятия были строгими и регулярными. Путешествуя с концертами по Лондону, вундеркинд пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии, а отец отмечает: «Все, что он знал раньше — это ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас».
Моцарт обладал абсолютным слухом и уже в семь лет мог, например, легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона. Однажды Шахтнер разрешил Вольфгангу поиграть на своей скрипке (мальчику казалось, что она играет более мягко и звонко). А когда Моцарт снова взял в руки свой инструмент, заметил: эта скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, — и был абсолютно прав.
Хотя по-прежнему музыковеды ставят под вопрос авторство некоторых произведений Моцарта и обсуждают методы музыкального обучения, которые применяли к юному композитору, он остался в истории как самый талантливый из музыкантов-вундеркиндов, чьи способности к импровизации помогали создавать гениальные камерные и симфонические произведения.
Сергей Прокофьев
1891 — 1953
Сергей Прокофьев начал занятия музыкой под руководством мамы, Марии Григорьевны. Еще не умея записывать ноты на бумагу, в пять лет он начал сочинять несложные мелодии, проводя часы за домашним роялем. Музыканту пришлось выучить ноты как раз для того, чтобы свои маленькие произведения не потерять.
В девять лет Прокофьев впервые услышал оперу Шарля Гуно «Фауст» и понял, что пришло время от маленьких пьес перейти к крупным формам. Он написал музыку для своей первой оперы в трех действиях («Великан»), к которой все сюжетные линии придумал самостоятельно.
Заметив талант Сергея к композиции, Мария Григорьевна привела сына к известному московскому музыканту Сергею Танееву, который порекомендовал для занятий пригласить выпускника консерватории композитора Рейнгольда Глиэра. Два лета подряд Глиэр провел с Сергеем в Сонцовке, готовя юного музыканта к поступлению в консерваторию. Тринадцатилетний Прокофьев приехал в Петербург на экзамен с большой папкой авторских произведений: две оперы, соната, симфония и много маленьких фортепианных пьес.
В консерватории Сергей стал самым младшим студентом. Юноше, который забавы ради подсчитывал точное количество ошибок в музыкальных задачах своих однокурсников, с трудом удавалось поладить со сверстниками. Понимали Прокофьева и не все преподаватели: в классах теории композиции его произведения казались слишком смелыми, а некоторые пьесы он даже не решался показать профессорам, предвидя их реакцию. «Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым», — вспоминал композитор свою подготовку к экзамену по исполнительскому мастерству.
Прокофьев вместо программного фортепианного концерта решил исполнить свой собственный Первый концерт. Он вручил комиссии ноты только что изданного произведения и сел за инструмент. С этого триумфального выступления (кроме диплома с отличием он получил премию имени Антона Рубинштейна — немецкий рояль) началась уже взрослая карьера пианиста и композитора Сергея Прокофьева.
Йо Йо Ма
1955 (62 года)
Обладатель 17 премий «Грэмми» Йо Йо Ма родился в Париже, в китайской семье. Его мама была певицей, а папа дирижировал оркестром и сочинял музыку. Когда Ма исполнилось семь лет, вся семья перебралась в Нью-Йорк, где одаренный мальчик с выдающимися музыкальными способностями продолжил осваивать скрипку, альт и виолончель.
Музыкант-вундеркинд, который уже с пяти лет уверенно чувствовал себя на сцене в больших концертных залах, в семилетнем возрасте выступил для президента Джона Кеннеди. А спустя еще год Ма участвовал в концерте Леонарда Бернштайна, который на всю страну транслировали по телевизору. В 15 лет виолончелист окончил нью-йоркскую Trinity School и стал солистом гарвардского оркестра, который исполнял перформанс «Чайковский: Вариации Рококо». Затем он учился в музыкальной школе Juilliard School с Леонардом Розом, а в 1976 году получил степень бакалавра Гарварда.
Сейчас Йо Йо Ма объединяет в своем коллективе Silk Road Ensemble музыкантов из разных стран, он известен как гениальный исполнитель классики, авангарда и фольклора, его называют «самым веселым виолончелистом в мире» за артистичную манерку игры и любовь к жанровым экспериментам в музыке.
Франк Робинсон
1938 (78 лет)
Франк Робинсон — музыкант-самоучка, который запомнился всем как артистичный малыш по прозвищу Chile Sugar, с легкостью исполняющий музыку со сложным джазовыми аккордами. Джазу мальчик обучился сам, пренебрегая классической техникой игры на фортепиано: Франк, например, стучал по клавишам кулаками и локтями, когда считал такой прием уместным.
В возрасте шести лет он дебютирует в конкурсе исполнителей буги-вуги, в восемь лет участвует в концерте в Белом Доме и снимается в фильме «No Leave, No Love». Двенадцатилетний Франк считался одним из самых популярных исполнителей в США, он подписывал контракты со студиями звукозаписи, ездил с концертами по Европе. А в 15 лет резко прервал музыкальную карьеру, окончил школу, поступил в университет и защитил диссертацию по психологии.
«Я так хотел просто пойти в школу. Я хотел получить образование, поэтому спросил папу, можно ли остановить всё это. Я действительно мечтал получить диплом о высшем образовании», — вспоминает Франк Робинсон.
Только в начале 2000-х годов Франк Робинсон снова вернулся на сцену — он давно отказался от публичности, выступает на разных площадках своего родного Детройта, и занимается музыкой в свое удовольствие.