Найти тему
Артхив

Владыки океана. Забытое королевство и его сокровища

В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI—XVIII веков». Проект рассказывает зрителям о забытых эпизодах истории покорения морей, а также поражает блеском богатств.

Мы мало помним о роли Португалии в мировой истории — наверно, потому, что в стране не нашлось романистов типа Дефо, Стивенсона или Саббатини, которые бы воспели подвиги португальских купцов и покорителей морей.

Неизвестный художник. Новая улица торговцев в Лиссабоне (Rue Nova dos Mercadores, Португалия, 1570 -1621. Холст, масло). Лондонское Общество антиквариев (Келмскотт-Мэнор)
Неизвестный художник. Новая улица торговцев в Лиссабоне (Rue Nova dos Mercadores, Португалия, 1570 -1621. Холст, масло). Лондонское Общество антиквариев (Келмскотт-Мэнор)

Когда-то эта страна была одним из самых могущественных и богатых государств на земле — и все благодаря морским путешественникам. Пускай Америку на испанские деньги открыл итальянец Колумб, зато Африканский континент первыми как следует исследовали именно португальцы. Они же первыми доплыли до Индии и до Китая, первыми совершили кругосветное путешествие.

Неизвестный художник. Портрет рыцаря ордена Христа (Васко да Гама? Первая половина XVI века. Дерево, масло). Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
Неизвестный художник. Портрет рыцаря ордена Христа (Васко да Гама? Первая половина XVI века. Дерево, масло). Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Чтобы избежать ненужной конкуренции между братскими католическими державами, в 1493 году папа римский издал буллу, которая поделила все земли, как уже известные, так и те, которые будут открыты в будущем, между португальцами и испанцами.

Тордесильясский договор. Испания, Тордесильяс, 7 июня 1494 года. Рукопись на пергамене. Национальный архив Торре ду Томбу, Лиссабон
Тордесильясский договор. Испания, Тордесильяс, 7 июня 1494 года. Рукопись на пергамене. Национальный архив Торре ду Томбу, Лиссабон

Земли к западу от «папского меридиана» достались Испании, а Португалии — все восточные: кусок Южной Америки, позже ставший Бразилией, Индия, Филиппины, Молуккские острова, и множество других богатейших территорий, где давно существовали развитые цивилизации, и трудилось множество искусных ремесленников. Однако в 1580-х годах из-за пресечения правящей династии Португалию подмяли испанские короли, сделав частью своей империи.

Выставка, которая развернулась в двух экспозиционных помещениях Музеев Московского Кремля (в Успенской звоннице и Патриаршем дворце), позволяет представить этот забытый, затерянный в веках мир, окунуться в его богатство и роскошь.

Панорама Руа Нова душ Меркадореш — «Новой улицы Торговцев» в Лиссабоне, одной из самых богатейших улиц того времени, где гуляют богатые купцы и снуют рабы-носильщики самых разных рас. Карты, атласы и глобусы — кстати, их создание регулировалось королевскими эдиктами, чтобы уберечь географические знания от конкурентов.

Неизвестный художник. Новая улица торговцев в Лиссабоне (Rue Nova dos Mercadores, Португалия, 1570 -1621. Холст, масло). Лондонское Общество антиквариев (Келмскотт-Мэнор)
Неизвестный художник. Новая улица торговцев в Лиссабоне (Rue Nova dos Mercadores, Португалия, 1570 -1621. Холст, масло). Лондонское Общество антиквариев (Келмскотт-Мэнор)

Неизвестный португальский художник. Портрет знатной дамы (Португалия, около 1620−1640. Холст, масло). Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
Неизвестный португальский художник. Портрет знатной дамы (Португалия, около 1620−1640. Холст, масло). Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Ларец-кабинет. Индия, Гуджарат, XVII век. Дерево, кость, металл, резьба, инкрустация. Государственный музей Востока, Москва
Ларец-кабинет. Индия, Гуджарат, XVII век. Дерево, кость, металл, резьба, инкрустация. Государственный музей Востока, Москва

-8

На фото: пюпитр для богослужебных книг (Япония, период Момояма или Эдо, конец XVI — первая треть XVII в. Японский кипарис-хиноки, лак, инкрустация перламутром. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон); стремена (абуми. Япония, период Момояма или Эдо, конец XVI — первая треть XVII в. Железо, лак, дерево, инкрустация. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон).

На фото вверху: Настольное украшение в виде корабля. Португалия (?), XVII век. Серебро. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон. Ниже: шкатулка. Португалия или Испания, 1-я пол. XVII века. Серебро, золочение. Музей Виктории и Альберта, Лондон
На фото вверху: Настольное украшение в виде корабля. Португалия (?), XVII век. Серебро. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон. Ниже: шкатулка. Португалия или Испания, 1-я пол. XVII века. Серебро, золочение. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Отдельная, особенно интересная группа экспонатов — это вещи, созданные благодаря столкновению двух цивилизаций. Например, типичная японская лаковая ширма — но с изображением причаливающего португальского корабля. Или расписанная синим китайская керамика — но с изображением европейской дамы в корсете и фижмах.

Ширма. Япония, Киото, начало XVII века. Чернила, краска и золотая фольга на бумаге, парча, бумага, имитирующая кожу. Музей Виктории и Альберта, Лондон. © Victoria and Albert Museum, London
Ширма. Япония, Киото, начало XVII века. Чернила, краска и золотая фольга на бумаге, парча, бумага, имитирующая кожу. Музей Виктории и Альберта, Лондон. © Victoria and Albert Museum, London

Некоторые из этих вещей делались восточными мастерами из-за вдохновения от новой, удивительной для них темы. В статуэтке Мадонны с Младенцем, вырезанной мастером эпохи династии Мин из слоновой кости, китайская стилистика вдруг приобретает оттенок готики.

Мадонна с Младенцем. Китай, династия Мин, 1580−1640-е. Слоновая кость, резьба. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мадонна с Младенцем. Китай, династия Мин, 1580−1640-е. Слоновая кость, резьба. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Младенец Иисус Христос Добрый Пастырь. Индия, Гоа, XVII век. Слоновая кость, полихромная роспись. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
Младенец Иисус Христос Добрый Пастырь. Индия, Гоа, XVII век. Слоновая кость, полихромная роспись. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Это заморские диковинки, колониальные товары, каждый из которых казался чудом и, попадая после океанского путешествия в Европу, становился все дороже и дороже, оказываясь в итоге в царских сокровищницах.

-13

Таков серебряный кубок из ракушки-наутилуса, созданный индийскими мастерами для какого-то европейского заказчика. Ныне он хранится в Кремле, поскольку принадлежал царевичу Алексею Петровичу. Или лаковый японский футляр для головного убора в стиле «намбан», неожиданной выполненный в форме широкополой европейской шляпы. Он украшен латинскими буквами — инициалами Иисуса Христа.

Фото: футляр для шляпы (намбан). Япония, период Момояма или Эдо, конец XVI — первая треть XVII в. Дерево, черный лак, роспись, инкрустация перламутром. Музеи Московского Кремля. По легенде, в футляре хранилась шляпа патриарха Никона из белой китайской шерсти
Фото: футляр для шляпы (намбан). Япония, период Момояма или Эдо, конец XVI — первая треть XVII в. Дерево, черный лак, роспись, инкрустация перламутром. Музеи Московского Кремля. По легенде, в футляре хранилась шляпа патриарха Никона из белой китайской шерсти

Среди экспонатов нет того, что ныне традиционно сопровождает разговоры о создании колоний — историй про истребление туземцев, войн из-за опиума, работорговлю, алкоголизм и эпидемии. Нет, тут представлена лишь позитивная сторона — все рассказывает о пользе, прибыли и красоте, которые приносили морские путешествия португальцам и через них другим европейцам.

Просто так сюда идти не надо: необходимо воскресить в памяти все прочитанные в детстве книги, про пиратов, каравеллы, трюмы, набитые товарами и восточных красавиц. И тогда станет возможно вообразить этот исчезнувший мир со странами, омываемыми океанами, владыкой которых когда-то была Португалия.

Небесный глобус. Германия, Аугсбург, 1575 год. Мастер Кристофер Шисслер Старший. Медь, железо, гравировка, золочение. Национальный дворец Синтры, Португалия
Небесный глобус. Германия, Аугсбург, 1575 год. Мастер Кристофер Шисслер Старший. Медь, железо, гравировка, золочение. Национальный дворец Синтры, Португалия

Выставка проходит с 8 декабря 2017 года по 25 января 2018 года.

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме