Канал "Магазета" – один из лучших дайджестов новостей из Китая. Его ведет Александр Мальцев, который с детства живет в этой стране. Раньше он работал в компании Alibaba, а сейчас полностью сосредоточен на развитии своего медиапроекта – "Магазеты", которую ведет сразу на нескольких платформах.
Обычно до нашей страны долетают лишь самые громкие новости о Китае, из "Магазеты" же можно узнать, что происходит в стране "изнутри".
От автора
"Меня зовут Александр Мальцев, я живу в Китае с 10 лет. Приехал сюда в 1999 году учить язык, затем был университет, работа в иностранных и китайских компаниях. Последнее место работы была группа компаний Alibaba, где я занимался российским маркетингом для AliExpress. Сейчас за живу в Шанхае и полностью занят работой в нашем медиа-проекте — "Магазете".
"Магазету" я начал вести, как персональный блог еще на втором курсе университета в 2005 году. Тогда мне показалось, что в рунете очень мало интересных сайтов о Китае, которые бы рассказывали о жизни изнутри на русском языке. Сначала это был личный блог в ЖЖ, затем появилось ЖЖ-сообщество.
Уже в 2006 году мы победили в номинации "Лучший блог на русском языке" в международном конкурсе "TheBOBs" (The Best of Blogs). Причём нас выбрали и на народном голосовании, и мы взяли приз профессионального жюри.
"Магазета" — это четыре человека в составе постоянной редакции, еще у нас есть пять стажёров и более 300 авторов. Авторы пишут с разной периодичностью, но активный костяк — это около 20 человек. За последние 12 лет существования нашего издания, мы написали более 5000 статей о Китае, его истории, культуры, языке. Мы также любим рассказывать китайские новости и писать про развитие высоких технологий и интернета в Китае.
Разные платформы и форматы
"Магазета" началась для меня как хобби, сейчас мы с ребятами активно занялись его монетизацией. Мы пробуем разные форматы, в основном упор на нативную рекламу, также есть немного медийки и контекста. Мы ещё много экспериментируем с платформами и пока ищем себя.
Исторически сложилось так, что мы делали большой упор на сайт издания. Сайт Магазеты (magazeta.com) уже заработал себе солидную репутацию среди китаистов, студентов, изучающих китайский, и людей, связанных с Китаем профессионально.
Теперь мы понимаем, что всё больше людей ушли в соцсети и в телефоны, поэтому мы адаптируем контент (или пишем новый) специально под разные каналы. Например, в Instagram больше визуала (фото, видео) и интерактива. В Telegram больше горячих новостей, мемов, и того, чего мы не можем себе позволить на сайте ("солидное издание"). Также экспериментируем с подачей и контентом в VK и FB.
А ещё у нас очень много читателей в WeChat (самый популярный китайский мессенджер+соцсеть). Там нас читают русскоговорящие экспаты, живущие в Китае, и им интересны такие темы, которые абсолютно игнорируются читателями из России.
Про "Дзен"
Мы начали искать новые каналы привлечения аудитории и нашли "Яндекс.Дзен". Пока мы находимся в стадии изучения, пробуем разный контент и подачу, чтобы найти "золотую жилу".
Сначала мы публиковали только новости Китая, которые сами находим, пишем и часто переводим с китайских первоисточников. Но потом добавили к этому большие статьи про современный Китай и китайский язык (кстати, были удивлены, когда материалы по китайскому тоже неплохо зашли). Интересно, что какие-то материалы не идут на сайте или в соцсетях, но хорошо идут в "Дзене", и наоборот.
Сейчас мы всё больше и больше рассматриваем "Дзен", как отдельный канал. Даже начали писать материалы только для Дзена (они не выходят на сайте).
Мы подключили рекламу в "Дзене", но пока это деньги небольшие. Больше зарабатываем на спецпроектах на сайте и рекламе в соцсетях. Тем не менее, по количеству просмотров "Дзен" довольно быстро растет и догоняет наши каналы. Поэтому не исключено, что наши эксперименты с контентом "только для Дзена" перельются в целевой способ монетизации".