Йошкар Ола манила, и я притопывала от нетерпения, когда же уже наконец доберемся в этот город-сказку. Бойтесь своих желаний – в Йошку мы приехали, но сказка оказалась трагикомичной.
Это такой грандиозный разлад мечты с действительностью и в этом и заключалась основная беда. Потому что проблемы Йошки много где присутствуют, Самара вот, тоже не исключение, у Пензы тоже не все гладко, но только здесь они выступают на передний план. Ну как передний, единственный. Начнем с того, что фактически столица республики Марий Эл лишена исторического наследия. Мы чертовски тщательно искали, но нашли четыре (!) дореволюционных дома и один частично сохранившийся православный собор.
Весь остальной город состоит из спорных новоделов, панельных многоэтажек формата «третья улица строителей, дом 5, квартира 12» (с), сталинок, хрущевок, ленинградок и домов, которые в Самаре частенько именуются словом «барак» и, как вы понимаете, отнюдь не Обама. Большая часть этих безликих строений в грязи по уши. Хотя, тут имеется Йошкин кот.
Мы кидались от двора к двору едва завидев хоть какое-то подобие собственного лица города, истории, но история мартовским кроликом убегала дальше.
Погоня привела нас в лучшее место Йошкар-Олы. Самое крутое и атмосферное место здесь – это район деревянных домиков с марийскими разноцветными резными наличниками, золотыми шарами в палисадниках, с кошками и злыми собаками, бабульками, несущими котят.
Вот тут Йошкар Ола наконец то перестает притворятся столичной штучкой и микрорайоном любого крупного города одновременно. Здесь просто, понятно и по-настоящему. Тут все на своем месте.
Но стоит пройти 300-400 метров и старые домики закончатся, зато начнется центральная, главная, всепоглощающая проблема Йошкар Олы. Демонстрационный образец кирпичного завода в натуральную величину. Мордовский фестиваль пародирует Людовика XIV. Треш, угар, содомия и зарплата кокаином(перечеркнуто) кирпичами. Разрыв шаблона произошел от строений и названий, щедро отсыпанных создателями – Площадь Республики и Пресвятой Девы Марии, то есть хотелось сделать приятное всем – и РПЦ, и тем, кто топит за национальное самоопределение, но решать надо было быстро поэтому так.
Или вот Набережная Брюгге, которая здесь представляет собой 300 метров кирпичного китча из-за которого выглядывает местами объективная реальность. Ну такая потемкинская деревня формата 3D с мраморными, прости господи, ступенчатыми фронтонами. Видимо, губер съездил в Бельгию и был под впечатлением, но запомнились только элементы фасада. В строительном ажиотаже забыли, что тут предполагаются люди, поэтому на набережной нет лавочек и деревьев, что наверняка делает этот объект архитектурного недоразумения чертовски приятным для прогулок в жару.
И набережная, и Архангельская слобода, и кирпичный муляж Спасской башни, и кирпичный же замок Диснея выглядят так, как будто ты попал в лего город, все как будто понарошку. Но в лего что хорошо – можно разбирать и перестроить, когда надо, с кирпичами так не бывает, а весь этот полупустой кирпичный китч стоит посреди города, где, на сторонний взгляд, большие проблемы с жилым фондом. И благоустроенностью.
Мы ходили через это безобразие и во мне крепло детское ощущение, испытанное, когда мне подарили вожделенный набор доктора, но он пластмассовый и им не вылечить даже плюшевого медведя. Кирпичные декорации, за которыми стыдливо спрятана неустроенность города настолько грандиозны, что на самом деле отвлекают от всего на свете, и от самой Йошкар Олы в том числе. Какая она, столица республики Марий Эл? Да никакая, я не помню, я не заметила, я отвлеклась на горькую иронию и разглядывание отражений этих кирпичных дворцов в лужах.
Предыдущий пост: - Стечение обстоятельств. Озера Яльчик и Глухое
Подписаться на канал