Найти в Дзене
Вечный срочник

Поезд, который не взлетел

Недавно все российские новостные каналы на военную и околовоенную тематику пестрели заголовками про заморозку разработки нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Баргузин". Большая часть экспертов сошлись во мнении что причина этого - нехватка бюджетных средств в рамках общего сокращения военного бюджета и переориентации его на конвенциональные вооружения.

Но, возможно, в кои-то веки в российском генштабе задумались о том, а кому, собственно это оружие может быть нужно и как его применять?

Проблем с использованием БЖРК в современную эпоху более чем достаточно.

Первая и самая важная - это цена. Причем не столько самого комплекса и его разработки, а всей сопутствующей инфраструктуры. Маршрут патрулирования - сложный комплекс включающий не только железнодорожные пути (с которыми в России и так проблема), но и помещения, где спецпоезда будут обслуживаться, курсы, где специалисты по обслуживанию БЖРК будут обучаться. Сюда же добавляется проблема поддержания железнодорожных путей в рабочем состоянии, поскольку БЖРК куда тяжелее обычных грузовых составов.

Вторая значимая проблема - цена вопроса. В России при создании мобильных ядерных сил приоритет традиционно отдается подвижным грунтовым ракетным комплексам и подводным ракетоносцам. Размывание научно-исследовательских фондов в рамках уже упомянутого сокращения бюджета, создаст проблемы с устойчивостью и модернизацией существующих сил ядерного сдерживания.

Третья проблема относится к актуальности существования БЖРК. Его основным преимуществом специалисты называют незаметность. Однако, на современном этапе развития средств разведки добиться этого практически невозможно. Системы космического слежения, беспилотные летательные аппараты, взлом системы управления железнодорожным движением - все это может демаскировать ракетные поезда.

Добавим к указанным проблемам большую уязвимость железнодорожных поездов перед действиями диверсионно-разведывательных групп и стихийными бедствиями и мы придем к выводу, что существование БЖРК в том виде, в котором они существуют сейчас, для России не актуально.