Найти тему
galgut_and_books

Приключения мужского достоинства

Чуть больше ста лет назад кафкианский человек превратился в страшное насекомое, а год назад главный герой новой книги Дмитрия Липскерова проснулся без своего полового органа. Арсений Иратов - успешный, богатый и моложавый (для своих пятидесяти), имеющий прекрасную любовницу на 20 лет его младше, обнаружил, что на месте, где всегда был его член, абсолютно гладкая поверхность. Никаких шрамов, следов операции, просто Он пропал, оставив лишь маленькую дырочку для того, чтобы справлять естественную нужду. Из рода вон выходящая ситуация, которая должна была бы перевернуть всю жизнь героя, и на которой по всем законам жанра должен был выстроиться конфликт, по итогу явилась лишь шокирующей завязкой для около библейских сюжетов. Самое парадоксальное, что дело тут отнюдь не в фаллическом символе, олицетворяющим как мужскую силу, так и производительную силу природы, а в метафизике как таковой.

Арсений Иратов хоть и является центральным персонажем романа, по факту лишь игрушка для рассказчика, который собственно и правит балом. Повествователь - некое существо как будто из другого мира: всё про всех знает, может спать месяцами и люто ненавидит господина Иратова за его прегрешения, речь о которых будет идти добрую половину книги.

Помимо странного рассказчика (старый недруг главного героя? Колдун или сам сатана в человеческом обличии?) в романе присутствуют не менее колоритные персонажи, например член Иратова. Половой орган комфортнее других чувствует себя на страницах книги, вольготно передвигается по городу, уводит чужих женщин, и в целом живёт полноценной жизнью. Как, впрочем, и сам Арсений, для которого потеря мужского достоинства не стала такой уж катастрофой. Пожалуй, сей факт можно объяснить возрастом героя, дескать отгулял своё, взял бы Липскеров для эксперимента особь помоложе, так просто не отделался бы. Но, как заповедовал Чехов, если в первом акте на стене висит ружье, оно обязательно выстрелит, так что аморфность Иратова в итоге сыграет существенную роль в развитии мысли автора.

Дмитрия Липскерова задолго до появления романа «О нем и о бабочках» окрестили русским Маркесом, а его литературные приёмы - магическим реализмом. Последний изданный роман не является исключением. Волшебное вплетено в канву произведения таким образом, что не кажется чем-то сверхъестественным, а скорее является частью реальности. Когда происходит что-то по истине мистическое, герои лишь выказывают лёгкое удивление, мол «странно, но ничего, всякое бывает». Ни один персонаж книги не испытывает настоящего шока от происходящего (а поражаться действительно есть чему), в недоумении остаётся только читатель, для которого написанное в высшей мере парадоксально. Но стоит учитывать, что читатель-то любую авторскую задумку способен проанализировать и причислить к метафоре или высшему сюжетному замыслу, на что находящийся внутри романа персонаж не способен по определению.

Такое переплетение реального с магическими по начала играет на руку автору, резко выделяя его из когорты современных русских писателей, заигрывающих больше с историей и психологией, чем с потусторонними силами. Однако, ближе к концу романа «О нём и о бабочках» мистического становится всё больше, и оно с каждой страницей оттесняет преобладавшую до этого концепцию на задний план, а в месте с этим делая текст нестерпимо нудным. Пока мы наблюдали за перепетиями жизни Иратова, пытались разгадать тайну рассказчика и ответить на вопрос, почему все-таки исчез детородный орган, книга казалась насыщенной и захватывающей, но в тот момент, когда Липскеров принял решение оставить главных героев и «перейти к сути», страницы стали тянуться медленно, из них исчезла сама жизнь. Роман захватили высшие силы, у которых своё мнение об этом мире, и оно такого, что у людей волосы встают дыбом. При этом читатель, сначала увязнув в непролазном болоте, почувствовав незнакомую доселе скуку (ведь с Иратовым скучать было некогда), получает разряд током в финале, и в довершении -
апофеоз всех странностей происходящих в книге - бабочки. И если вы думали, что это очаровательные существа, озаряющие своей красотой этот мир, или метафорическое ощущение влюблённости, то лучше вам забыть об этом.

«О нём и о бабочках» - хорошо написанный роман с закрученным сюжетом и множеством неожиданных поворотов, который под конец полностью переворачивает ваше представление о прочитанном. Впрочем, произведению определённо не хватает глубины и здравого смысла.

Фаллический культ в Таиланде. Фото - Олег Матвейчев (matveychev-oleg) http://so-l.ru/news/y/2014_10_08_fallicheskiy_kult_v_tailande
Фаллический культ в Таиланде. Фото - Олег Матвейчев (matveychev-oleg) http://so-l.ru/news/y/2014_10_08_fallicheskiy_kult_v_tailande