Найти тему
Soyuz.ru

«Прощай, Кристофер Робин»: Сказка об отце, сыне и Винни-Пухе

Саймон Кертис исследует трансформацию семейных ценностей в послевоенное время.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

23 ноября на российские экраны вышла биографическая мелодрама «Прощай, Кристофер Робин» Саймона Кертиса, которая рассказывает об отношениях писателя А. А. Милна и его сына Кристофера Робина, между которыми «встрял» плюшевый медведь. Пытаемся разобраться, насколько актуальна киноистория о Винни-Пухе в XXI веке. Может, это только символ прошлого столетия?

Саймон Кертис известен своими мелодраматичными «рассказами» благодаря фильмам «Миссис Дэллоуэй» (как продюсер) и «7 дней и ночей с Мэрилин» (как режиссер). Все упомянутые картины были основаны на литературном первоисточнике – тем самым Кертис продолжает вековую традицию британских постановщиков, занимавшихся изначально только экранизациями. В ленте «Прощай, Кристофер Робин» зрителей ждет «роман внутри романа». Саймон Кертис с Марго Робби и Доналом Глисоном, исполнившими главные роли, пытаются найти собственный медиум и не потеряться в количестве текста.

В центре сюжета – взаимоотношения между писателем-драматургом А. А. Милном и его сыном Кристофером Робином, для которого он начал сочинять рассказы о его плюшевом медведе. Игрушки Кристофера и его отношение к миру и людям вдохновили Милна-старшего на создание истории о Винни-Пухе, но он не мог предположить, что этим самым лишит мальчика детства.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

Фильм начинается с адресного плана, выстраивания на экране образа эпохи, атмосферы и настроений, царивших в обществе. Аристократизм, неприкаянность и мрачность послевоенного времени (недавно завершилась Первая мировая война). Великобритания, как и весь мир, в страхе замирает на несколько десятков лет, перед сном читая молитвы, чтобы такого ада больше никогда не повторилось. Саймон Кертис рассказывает историю известного писателя начиная с лаконичного и богемного образа, заканчивая его разочаровавшимся в своей профессии и обменявшего живой Лондон на тихий домик загородом. Он не восхваляет детальность сцен, по сравнению с другим известным британским режиссером Кеннетом Браной и его «сказочным» взглядом на события. Мизансцены достаточно органично отождествляются с эпохой и жизнью Милнов, но режиссер делает акцент больше на психологизм взаимоотношений.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

Динамика семейных отношений не сразу включается в повествование, главный герой в исполнении Донала Глисона с первых сцен озадачен судьбой своей страны и ее прошлым. Режиссер и сценарист пытаются следовать главной идее и смыслу рассказов о Винни-Пухе (символ счастья и надежды в те непростые годы), чтобы понять и показать, какую роль это литературное произведение сыграло для всего мира.

По всем жанрам классического кино коммуникация со зрителем достаточно традиционна для семейного байопика, рассчитанного на широкую аудиторию. Создатели не пытаются модернизировать повествование, не особо волнуясь о качестве «сторителлинга». Из-за этого картина выглядит обычной «исторической» мелодрамой, повествующей о фактах.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

Эмоциональность и лиризм привносят характеры и образы в исполнении Марго Робби, Донала Глисона и юного актера Уилла Тиллстона. Под руководством Саймона Кертиса они воплощают всю его задумку – как можно нагляднее показать искусственные семейные ценности того времени, еще больше угасшие после войны.

Читайте также: 20 отличных фильмов 2017 года, которые вы могли пропустить

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

Сама холодность и чистая английская чопорность А. А. Милна по отношению к своему сыну идет вразрез со всей сказочностью сказок о Винни-Пухе, созданных на юге Англии, в маленьком лесу и полях. Фильм «Прощай, Кристофер Робин» не нацелен на реалистическую оценку происходящего с семьей Милнов и со страной в целом.Великобритания предстает больше односложно солнечной и жизнерадостной, как будто вся страна окутана «сказкой», еще только создававшей в мыслях Милна и его сына Билли Муна, никогда не отзывавшегося на «Кристофера Робина». Угнетенная атмосфера послевоенного времени подмечается резкими и восклицательными диалогами между мужем и женой, и показной непривязанностью к своему же ребенку.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

Самовольный отказ от семейной идиллии дал писателю и его жене ошибочную надежду на то, что если они не станут сильно привязываться к Билли Муну и заботиться о нем, то им будет не так больно расставаться с ним при очередной неизбежной мировой войне. В таких условиях и родились истории про Винни-Пуха – литературные признания А. А. Милна в любви к жизни и единственному ребенку.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

Взросление, необходимые метаморфозы, ясность, а самое главное – возможность чувствовать учат главного героя меняться и видеть мир иначе. Этот другой мир он пытается воплотить в своих «рассказах», даря всем радость, счастье и надежду на светлое будущее в сложные годы существования. Но сам этот «образ» не смог быть полезным для писателя. Милн так и не смог в него поверить.

Читайте также: 15 малобюджетных фильмов, ставших хитами проката

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

«Прощай, Кристофер Робин» со всей своей мелодраматичностью и художественностью говорит о серьезных проблемах, возможных между родителями и детьми из-за разности поколений и их ценностей. Однако данная кинолента является проходной мейнстримной картиной с четкой реализацией эпохи и выдержанной актерской игрой Донала Глисона.

Постоянно трансформирующийся характер «холодного», чопорного писателя во взаимодействии жизнерадостным юным мальчиком – одна из лучших ролей ирландского актера. За минимализмом движений, эмоций и звуков скрывается ранимое сердце, которое так страшно показать жене и сыну.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

Несмотря на то, что реальный Кристофер Робин обвинял родителей в несчастливом детстве, Саймон Кертис создает для своих героев возможность воссоединения, уважения и долгожданного общения. Режиссер дает им надежду так же, как истории про Винни-Пуха делали каждый день ярче для солдат на фронте.

Картина держит своим мелодраматичным пафосом и становится очередным легким семейным фильмом с историческим контекстом, размышляющим над отношениями в семье, жизни и гуманностью времени.