Художник еще 500 лет назад предвидел появление ГМО, реалити-шоу и Сальвадора Дали.
Биограф Иеронима Босха — Линда Харрис — считает, что ее герой обладал даром предвидения. В своих картинах, уверена она, Босх предсказывал будущие войны, эпидемии и экологические катаклизмы. Достаточно вглядеться в его картины попристальней, чтобы убедиться: Босх достоин войти в историю не только как великий живописец, но и как автор пугающе конкретных прозрений.
Мировая геополитика
На первый взгляд, картина «Фокусник» — незатейливый образчик жанровой живописи. Катала дурачит простака посредством старого как мир трюка с «наперстками». За происходящим с живым интересом наблюдают сова, специально обученная собачка и переодетый монахиней Путин — у него здесь явно свой интерес.
Кручу-верчу, мирового господства хочу: Босх в точности предсказал, как будет выглядеть в наше время всякая геополитическая заварушка. Но главное — суть. Пока «на сцене» показывают фокусы с кредитами, санкциями и прочими гипнотическими реструктуризациями, кто-нибудь у кого-нибудь что-нибудь отжимает: самое интересное всегда происходит за кулисами.
Сальвадор Дали
Некоторые считают, что картины Иеронима Босха были для Сальвадора Дали могучим источником вдохновения. Другие полагают, что Сальвадор попросту заимствовал у Босха персонажей, сюжеты и интонации. Куда любопытней теория, согласно которой Босх не только предвосхитил появление сюрреализма в живописи, но и предсказал пришествие его главного героя.
К примеру, некоторые горячие головы видят недвусмысленный намек во фрагменте «Сада земных наслаждений». Это ключ, бородка которого напоминает латинскую «S», а общий силуэт — букву «D». Впрочем, зачем искать инициалы, если на левой «райской» створке триптиха Босх нарисовал самого Дали.
ГМО
Клубника размером с амбар, синичка-переросток, летучая сельдь, которая произвела бы впечатление на Хемингуэя и Спилберга. Все то, чем вскоре будут гордиться современные генетики, у Босха колосилось, кишело и плескалось уже 500 лет тому.
Все «генетически модифицированные продукты» — с центральной части триптиха «Сад земных наслаждений».
Реалити-шоу
Голые люди за стеклом? Каким-то непостижимым образом — через годы, через расстоянья — Иероним Босх не только увидел расцвет реалити-ТВ, но и предугадал название одного из первых и самых резонансных шоу.
Вообще, «Сад земных наслаждений» — это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка вещания. Левая створка триптиха — это эфир официальных имперских телеканалов. Здесь царят благолепие и процветание, и если кто-то кого-то ест, то исключительно ради укрепления национальной идеи, восстановления исторической справедливости и тому подобных богоугодных задач. Центральная часть — развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни». Ну, а правая створка — это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO.
Ипотечный кризис-2007
Если посмотреть на картину «Искушение святого Антония», на заднем плане можно разглядеть вполне современные здания. Не иначе, это высотки Уолл-стрит, а Антоний — святой человек, который лишь однажды поддался соблазну и взял ипотеку. К слову, теме финансового кризиса посвящены многие работы Иеронима Босха. Поэтому его герои столь скудно одеты и часто обитают в дуплах.
Евровидение
Верно, группа «Lordi» и Кончита Вюрст перещеголяли самые смелые фантазии Иеронима Босха. Но в целом, направление, в котором будет развиваться главный песенный конкурс планеты в третьем тысячелетии, художник предсказал довольно точно: парад-алле типичных конкурсантов «Евровидения» можно обнаружить едва ли не в каждой его работе.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Подписывайтесь на наш канал