Найти тему

Культурная эволюция

Оглавление

Материал на сайте

 Культура – это та среда, в которой существует человеческое общество. Это сосредоточение опыта, накопленного человечеством, система, регулирующая социальные нормы и, по представлению большинства, искусство, как самое яркое ее проявление. Определений культуры множество, но важно то, что общество и культура нераздельны. А значит в современных условиях, когда стремительно изменяется мир и человек в нем, меняется и культура. Мы собрали мнения людей, близких к искусству и культурной сфере в целом, которые представили, какие перемены ожидают нас в ближайшем будущем.
Культура – это та среда, в которой существует человеческое общество. Это сосредоточение опыта, накопленного человечеством, система, регулирующая социальные нормы и, по представлению большинства, искусство, как самое яркое ее проявление. Определений культуры множество, но важно то, что общество и культура нераздельны. А значит в современных условиях, когда стремительно изменяется мир и человек в нем, меняется и культура. Мы собрали мнения людей, близких к искусству и культурной сфере в целом, которые представили, какие перемены ожидают нас в ближайшем будущем.

Источники вдохновения

Вопрос, важный для прогнозирования культурных трендов будущего сформулировал кинорежиссер Пол Верховен, который заметил однажды, что научно-фантастические фильмы (тоже часть культуры) не отображают будущего по-настоящему: «В принципе человеческий разум не может предвидеть ничего действительно нового и, следовательно, экстраполирует все то, что было сделано в прошлом. Так откуда взяться представлениям об искусстве будущего?»

Ответ на этот вопрос попытались найти художник Ростан Тавасиев и куратор выставок Саша Бурханова. Однажды Ростан Тавасиев заметил, что научно-фантастическая литература, подробно описывая быт, жилье, транспорт, вооружение будущего, совершенно обходит стороной вопрос – каким будет в будущем изобразительное искусство? Поиски ответа на этот вопрос вылились в целую исследовательскую программу. Были изучены литературные источники, опрошены режиссеры, писатели, сценаристы и гейм-дизайнеры.

Ростан Тавасиев задался вопросом, как фантасты могли повлиять на вдохновение современных художников
Ростан Тавасиев задался вопросом, как фантасты могли повлиять на вдохновение современных художников

Один из результатов исследования – список авторов и произведений, вдохновляющих художников, когда они представляют себе будущее. Станислав Лем лидирует в нем с большим отрывом, кроме него были названы братья Стругацкие, Михаил Булгаков, Курт Воннегут, Роберт Шекли, Жюль Верн и Герберт Уэллс. Среди русских фильмов и мультфильмов – «Приключения Капитана Врунгеля», «Алиса в стране чудес», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего». Двое художников вдохновлялись видеоиграми и передачей «Модель для сборки». Одна художница вспомнила «Барбареллу». В свою очередь, писатели называли художников Ван Гога, Дали, Рембрандта, Босха, Писарро и Ренуара.

Материальное вдохновение

Подлинно футуристичными выглядят проекты, в которых произведения искусства воздействуют на все без исключения чувства человека, полностью преображая пространство вокруг себя, неважно, в реальности или лишь в сознании «потребителя» этого произведения. Многие художники готовы отказаться от материальной основы произведений: носителем идеи художника может стать особое вещество, распыляемый в воздухе порошок, контейнер, похожий на яйцо, проглоченная таблетка или даже некое ограниченное пространство…

Сам по себе творческий процесс тоже меняется. Художники хотят творить, «отключив сознание и разум, рождать образы из самой глубины своего не-я» («Невообразимое»), просто танцуя, мечтая, размышляя. А затем транслируя созданные образы прямо в сознание зрителя.

Ростан Тавасиев рассказывает о своем проекте «Все сложно» на выставке «ОДНО ВНУТРИ ДРУГОГО. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета»

Наука, территория и индивидуализация

Известный в прошлом политтехнолог, галерист, публицист и арт-менеджер Марат Гельман, в своем ответе на вопрос читателя сайта TheQuestion привел три гипотезы относительно роли искусства в завтрашнем дне.

Первая связана со сравнением фигуры художника и ученого, искусства и науки. Художник и ученый – фигуры очень похожие, уверен Гельман. «Это два маргинала, которые делают то, что интересно и понятно очень небольшому кругу людей. А рядом происходит настоящая жизнь: собирают хлеб, воюют, добывают золото… И так продолжалось до того, как появилась массовая профессия инженера. Кто такой инженер? Это человек, который, с одной стороны, понимает формулы ученого, а с другой, постоянно думает об этой обыденной жизни. В результате появляются изобретения, технический прогресс, общество переживает индустриальную революцию, и ученый становится одной из ключевых фигур. При этом так же, как и в прошлые времена, ученые продолжают удовлетворять свое любопытство, то есть занимаются исследованиями. Мне кажется, что постиндустриальная эпоха такую же метаморфозу сделает с художественной сферой. Должны появиться некие гуманитарные инженеры, которые хорошо разбираются в искусстве, но при этом все время думают об обычной жизни».

Марат Гельман считает, что новая роль художника связана со свободным временем потребителя
Марат Гельман считает, что новая роль художника связана со свободным временем потребителя

Вторая гипотеза касается отношений искусства и территории, где оно развивается. «Две тысячи лет назад город был безопасным местом, это были стены, которые защищали от внешнего врага. Сегодня город – это место и бизнес по обслуживанию свободного времени. За последние 50 лет люди стали втрое меньше работать. Их свободное время стало ключевым ресурсом. Хипстер отличается от быдла не местом работы, а тем, как он проводит свободное время. Тут выясняется, что бизнес по обслуживанию свободного времени во многом связан с искусством. И новая роль художника связана со свободным временем потребителя. Теперь посмотрим, чего хочет город в рамках этого бизнеса по обслуживанию свободного времени? Город говорит: сделай нам такое событие, чтобы оно прогремело во всем мире, чтобы все узнали о нас и приехали к нам! Это полностью совпадает с тем, что является интересом художника. Соответственно, второе мое предположение о будущем заключается в том, что основным партнером людей искусства будет не бизнес, не власть, а территория».

Коллекция фантасмагорических прогнозов о будущем искусства от Валерия Печейкина – драматурга театра «Гоголь-центр»
Коллекция фантасмагорических прогнозов о будущем искусства от Валерия Печейкина – драматурга театра «Гоголь-центр»

Третья гипотеза посвящена разнице между уникальным и универсальным. «XX век про универсальное, – пишет Гельман. – Все хотят создать что-то, что тут же масштабируется и может распространиться на весь мир. А что такое уникальное? В XX веке лидер тот, кто производит профессиональные видеокамеры по цене ширпотреба. Миллионы покупателей, прибыль, успех. В XXI веке лидером будет тот, кто купив эту камеру, снимет сверхпопулярное кино, которое посмотрят уже миллиарды. Уникальное – это сфера, где берется вроде бы одно и то же, а получается разное. Например, строишь одинаковые отели, один в Москве, другой в Черногории, третий в Перми. Абсолютно одинаковые. Но московский приносит доход 12 месяцев в году, черногорский – четыре месяца теплого времени года, пермский – сплошные убытки. Потому что главное – не универсальные качества отеля (количество звезд, наличие сервиса), а уникальное расположение. Мое третье предположение именно в том, что универсальное будет заменено уникальным, массовое производство будет заменено… назовем это, новым ремесленничеством».

Наступает постиндустриальное, постэкономическое время, в котором все сильно поменяется. Если мы посмотрим, как происходили изменения раньше, то увидим, что всегда одно место становилось в авангарде. Французская буржуазная революция произошла в конкретной части Парижа, а потом поменялось все вокруг. Силиконовая долина переформатировала весь мир. И моя четвертая гипотеза в том, что Черногория может раньше других стран попасть в это новое постиндустриальное будущее. Стать даже лидером этих изменений. Идеальный климат, маленькая страна, отсутствие промышленности. Это будет передовой «бизнес по обслуживанию свободного времени».

Марат Гельман в программе «Особое мнение» на «Эхе Москвы»

Импульс для творчества

С Маратом Гельманом заочно согласны социолог, футуролог Валерия Прайд и архитектор Екатерина Кокина. Они считают, что в связи с уменьшением занятости на работе (научно-технический прогресс уверенно ведет человечество к «обществу свободного времени») творчеством увлекаются все больше людей: «Секреты мастерства и технологии ремесел постепенно оказываются общедоступными, а искусство становится демократичным. Появились разнообразные новые компьютерные программы, которые позволяют любому, кто их сможет освоить, создавать с помощью виртуальных карандашей, кистей и красок подобия живописных и графических полотен, а также разные трехмерные инсталляции».

Это самый очевидный и простой тренд. Столь же ясно, что уже в ближайшее время станут бурно развиваться неотехнологические субкультуры. Речь идет о блогерах, хакерах, сообществах файлообменных сетей. Также будет развиваться искусство флэшмобов. Впрочем, сохранятся и ретроанклавы, люди будут, конечно, продолжать посещать кинотеатры и читать бумажные книги.

Мы вступаем в «эпоху дилетантов»: любой школьник на телефон может сделать «кадр века». Чего нам стоит от неё ожидать – версия ведущего дизайнера Первого канала Александра Коротича
Мы вступаем в «эпоху дилетантов»: любой школьник на телефон может сделать «кадр века». Чего нам стоит от неё ожидать – версия ведущего дизайнера Первого канала Александра Коротича

Островки привычного нам традиционного искусства: кружки по рисованию, исторические реконструкции, оркестровая музыка – отчасти  будут служить психологической защитой от происходящих изменений, а отчасти дадут возможность выглядеть оригиналами.

Влияет на изменения и скорость распространения культуры. Наступает эпоха коллективного, глобального мышления. Театральные представления, картины, музыка, книги, благодаря цифровым технологиям оказываются общедоступными. В связи с этим развивается особый жанр творчества – фан-фикшн, когда известное произведение дописывают или дорабатывают читатели, слушатели или зрители. Поэтому любой желающий вовлекается в процесс создания произведения. Например, существуют около полмиллиона фэн-версий «Гарри Поттера», и стоит отметить, что среди них есть даже более интересные необычные, чем оригинальный текст. Эта тенденция способна привести к обобществлению произведений искусства, и, возможно, в 2030 году на уроках в школах дети будут называть несколько авторов «Войны и мира».

В мире распространены альтернативые версии «Гарри Поттера», некоторые из которых лучше оригинала. Источник: fanparty.ru
В мире распространены альтернативые версии «Гарри Поттера», некоторые из которых лучше оригинала. Источник: fanparty.ru

В свою очередь, оцифровка картин и создание 3D или голографических моделей скульптур, даст возможность насладиться искусством прямо из дома, за день побывать в разных галереях мира и даже посмотреть частные коллекции. Каждый желающий будет иметь возможность собрать художественные произведения в своем персональном Лувре. Искусство все больше уходит в виртуальный мир, и уже сейчас там проходят выставки.

По мере того, как будут дальше развиваться технологии, воображаемая реальность полностью захлестнет мир, ощущение «присутствия» в виртуальной среде станет почти 100%. Самые маленькие изменения температуры и цвета, нюансы звуков и запахов – все будет транслироваться напрямую в наш мозг. И вот тогда-то возникнут «безумные» симфонии давления, гравитации ветра.

Таким образом, будущее культуры будут творить такие «материальные» категории, как свободное время и новые технологии. Мы получим шедевры искусства на стыке отраслей человеческого знания и умений.