Источники вдохновения
Вопрос, важный для прогнозирования культурных трендов будущего сформулировал кинорежиссер Пол Верховен, который заметил однажды, что научно-фантастические фильмы (тоже часть культуры) не отображают будущего по-настоящему: «В принципе человеческий разум не может предвидеть ничего действительно нового и, следовательно, экстраполирует все то, что было сделано в прошлом. Так откуда взяться представлениям об искусстве будущего?»
Ответ на этот вопрос попытались найти художник Ростан Тавасиев и куратор выставок Саша Бурханова. Однажды Ростан Тавасиев заметил, что научно-фантастическая литература, подробно описывая быт, жилье, транспорт, вооружение будущего, совершенно обходит стороной вопрос – каким будет в будущем изобразительное искусство? Поиски ответа на этот вопрос вылились в целую исследовательскую программу. Были изучены литературные источники, опрошены режиссеры, писатели, сценаристы и гейм-дизайнеры.
Один из результатов исследования – список авторов и произведений, вдохновляющих художников, когда они представляют себе будущее. Станислав Лем лидирует в нем с большим отрывом, кроме него были названы братья Стругацкие, Михаил Булгаков, Курт Воннегут, Роберт Шекли, Жюль Верн и Герберт Уэллс. Среди русских фильмов и мультфильмов – «Приключения Капитана Врунгеля», «Алиса в стране чудес», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего». Двое художников вдохновлялись видеоиграми и передачей «Модель для сборки». Одна художница вспомнила «Барбареллу». В свою очередь, писатели называли художников Ван Гога, Дали, Рембрандта, Босха, Писарро и Ренуара.
Материальное вдохновение
Подлинно футуристичными выглядят проекты, в которых произведения искусства воздействуют на все без исключения чувства человека, полностью преображая пространство вокруг себя, неважно, в реальности или лишь в сознании «потребителя» этого произведения. Многие художники готовы отказаться от материальной основы произведений: носителем идеи художника может стать особое вещество, распыляемый в воздухе порошок, контейнер, похожий на яйцо, проглоченная таблетка или даже некое ограниченное пространство…
Сам по себе творческий процесс тоже меняется. Художники хотят творить, «отключив сознание и разум, рождать образы из самой глубины своего не-я» («Невообразимое»), просто танцуя, мечтая, размышляя. А затем транслируя созданные образы прямо в сознание зрителя.
Ростан Тавасиев рассказывает о своем проекте «Все сложно» на выставке «ОДНО ВНУТРИ ДРУГОГО. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета»
Наука, территория и индивидуализация
Известный в прошлом политтехнолог, галерист, публицист и арт-менеджер Марат Гельман, в своем ответе на вопрос читателя сайта TheQuestion привел три гипотезы относительно роли искусства в завтрашнем дне.
Первая связана со сравнением фигуры художника и ученого, искусства и науки. Художник и ученый – фигуры очень похожие, уверен Гельман. «Это два маргинала, которые делают то, что интересно и понятно очень небольшому кругу людей. А рядом происходит настоящая жизнь: собирают хлеб, воюют, добывают золото… И так продолжалось до того, как появилась массовая профессия инженера. Кто такой инженер? Это человек, который, с одной стороны, понимает формулы ученого, а с другой, постоянно думает об этой обыденной жизни. В результате появляются изобретения, технический прогресс, общество переживает индустриальную революцию, и ученый становится одной из ключевых фигур. При этом так же, как и в прошлые времена, ученые продолжают удовлетворять свое любопытство, то есть занимаются исследованиями. Мне кажется, что постиндустриальная эпоха такую же метаморфозу сделает с художественной сферой. Должны появиться некие гуманитарные инженеры, которые хорошо разбираются в искусстве, но при этом все время думают об обычной жизни».
Вторая гипотеза касается отношений искусства и территории, где оно развивается. «Две тысячи лет назад город был безопасным местом, это были стены, которые защищали от внешнего врага. Сегодня город – это место и бизнес по обслуживанию свободного времени. За последние 50 лет люди стали втрое меньше работать. Их свободное время стало ключевым ресурсом. Хипстер отличается от быдла не местом работы, а тем, как он проводит свободное время. Тут выясняется, что бизнес по обслуживанию свободного времени во многом связан с искусством. И новая роль художника связана со свободным временем потребителя. Теперь посмотрим, чего хочет город в рамках этого бизнеса по обслуживанию свободного времени? Город говорит: сделай нам такое событие, чтобы оно прогремело во всем мире, чтобы все узнали о нас и приехали к нам! Это полностью совпадает с тем, что является интересом художника. Соответственно, второе мое предположение о будущем заключается в том, что основным партнером людей искусства будет не бизнес, не власть, а территория».
Третья гипотеза посвящена разнице между уникальным и универсальным. «XX век про универсальное, – пишет Гельман. – Все хотят создать что-то, что тут же масштабируется и может распространиться на весь мир. А что такое уникальное? В XX веке лидер тот, кто производит профессиональные видеокамеры по цене ширпотреба. Миллионы покупателей, прибыль, успех. В XXI веке лидером будет тот, кто купив эту камеру, снимет сверхпопулярное кино, которое посмотрят уже миллиарды. Уникальное – это сфера, где берется вроде бы одно и то же, а получается разное. Например, строишь одинаковые отели, один в Москве, другой в Черногории, третий в Перми. Абсолютно одинаковые. Но московский приносит доход 12 месяцев в году, черногорский – четыре месяца теплого времени года, пермский – сплошные убытки. Потому что главное – не универсальные качества отеля (количество звезд, наличие сервиса), а уникальное расположение. Мое третье предположение именно в том, что универсальное будет заменено уникальным, массовое производство будет заменено… назовем это, новым ремесленничеством».
Наступает постиндустриальное, постэкономическое время, в котором все сильно поменяется. Если мы посмотрим, как происходили изменения раньше, то увидим, что всегда одно место становилось в авангарде. Французская буржуазная революция произошла в конкретной части Парижа, а потом поменялось все вокруг. Силиконовая долина переформатировала весь мир. И моя четвертая гипотеза в том, что Черногория может раньше других стран попасть в это новое постиндустриальное будущее. Стать даже лидером этих изменений. Идеальный климат, маленькая страна, отсутствие промышленности. Это будет передовой «бизнес по обслуживанию свободного времени».
Марат Гельман в программе «Особое мнение» на «Эхе Москвы»
Импульс для творчества
С Маратом Гельманом заочно согласны социолог, футуролог Валерия Прайд и архитектор Екатерина Кокина. Они считают, что в связи с уменьшением занятости на работе (научно-технический прогресс уверенно ведет человечество к «обществу свободного времени») творчеством увлекаются все больше людей: «Секреты мастерства и технологии ремесел постепенно оказываются общедоступными, а искусство становится демократичным. Появились разнообразные новые компьютерные программы, которые позволяют любому, кто их сможет освоить, создавать с помощью виртуальных карандашей, кистей и красок подобия живописных и графических полотен, а также разные трехмерные инсталляции».
Это самый очевидный и простой тренд. Столь же ясно, что уже в ближайшее время станут бурно развиваться неотехнологические субкультуры. Речь идет о блогерах, хакерах, сообществах файлообменных сетей. Также будет развиваться искусство флэшмобов. Впрочем, сохранятся и ретроанклавы, люди будут, конечно, продолжать посещать кинотеатры и читать бумажные книги.
Островки привычного нам традиционного искусства: кружки по рисованию, исторические реконструкции, оркестровая музыка – отчасти будут служить психологической защитой от происходящих изменений, а отчасти дадут возможность выглядеть оригиналами.
Влияет на изменения и скорость распространения культуры. Наступает эпоха коллективного, глобального мышления. Театральные представления, картины, музыка, книги, благодаря цифровым технологиям оказываются общедоступными. В связи с этим развивается особый жанр творчества – фан-фикшн, когда известное произведение дописывают или дорабатывают читатели, слушатели или зрители. Поэтому любой желающий вовлекается в процесс создания произведения. Например, существуют около полмиллиона фэн-версий «Гарри Поттера», и стоит отметить, что среди них есть даже более интересные необычные, чем оригинальный текст. Эта тенденция способна привести к обобществлению произведений искусства, и, возможно, в 2030 году на уроках в школах дети будут называть несколько авторов «Войны и мира».
В свою очередь, оцифровка картин и создание 3D или голографических моделей скульптур, даст возможность насладиться искусством прямо из дома, за день побывать в разных галереях мира и даже посмотреть частные коллекции. Каждый желающий будет иметь возможность собрать художественные произведения в своем персональном Лувре. Искусство все больше уходит в виртуальный мир, и уже сейчас там проходят выставки.
По мере того, как будут дальше развиваться технологии, воображаемая реальность полностью захлестнет мир, ощущение «присутствия» в виртуальной среде станет почти 100%. Самые маленькие изменения температуры и цвета, нюансы звуков и запахов – все будет транслироваться напрямую в наш мозг. И вот тогда-то возникнут «безумные» симфонии давления, гравитации ветра.
Таким образом, будущее культуры будут творить такие «материальные» категории, как свободное время и новые технологии. Мы получим шедевры искусства на стыке отраслей человеческого знания и умений.