Найти тему
Executive.ru

Почему 28 млн человек учатся на Coursera

Оглавление

Алексей Макурин

Девять вопросов о том, как устроена самая популярная в интернете образовательная площадка.

В 2012 году два профессора информатики из СтэнфордаЭндрю Ын и Дафна Коллер – запустили стартап, призванный собрать на одной интернет-площадке курсы ведущих университетов мира. Первый курс по машинному обучению на сайте coursera.org предложил сам Эндрю Ын. За короткое время он собрал десятки тысяч регистраций по всему миру. Так начался хайп вокруг массовых открытых онлайн-курсов – massive open online courses или коротко МOOC, одного из самых быстро растущих образовательных рынков.

По оценке Сlass Central, крупного онлайн-агрегатора МOOC, в 2016 году в глобальной Сети было выложено порядка 7000 курсов, на которых обучалось 58 млн человек. При этом Coursera, без преувеличения, – локомотив этого рынка. В октябре 2017 года на этой платформе было зарегистрировано уже 28 млн пользователей и 2000 активных курсов на 35 языках. Аудитория портала прирастает на 500 тыс. каждый месяц. Несколько студентов есть даже в такой закрытой стране, как Северная Корея.

Кто создает программы, представленные на Coursera? Как адаптируются к дистанционному формату академические курсы? Как портал помогает слушателям учиться? Менеджер по работе с партнерами Coursera в России Инесса Роман-Погоржельская рассказала об этом на встрече, организованной Ассоциацией выпускников Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова. Cамые интересные факты – в отчете Executive.ru.

1. Кто и зачем учится на Coursera?

Ядро аудитории – люди около 30 лет с высшим образованием. Они активно работают и нуждаются в дополнительных знаниях для текущих профессиональных задач и карьеры. Мужчин больше, чем женщин. В развитых странах, таких, как США, на Coursera учится много пенсионеров: для них это форма досуга.

В первой половине 2017 года запущен продукт Coursera for Business. Это те же курсы, что предлагаются для индивидуального обучения, но их можно использовать для обучения сотрудников. За полгода к этому сервису подключилось более 500 компаний мира.

2. Кто приходит на портал из России?

Русскоязычная аудитория Coursera моложе, чем в среднем по миру. Всего на портале зарегистрировано более 1 млн пользователей из России и стран постсоветского пространства. Около 57% из них однозначно заявляют, что пришли учиться, чтобы расширить свои карьерные возможности. Помочь в этом могут более 150 курсов на русском языке, главные темы которых – бизнес, компьютерные науки и наука о данных.

Самые активные студенты живут в самых развитых города и регионах – Москве и Подмосковье, Петербурге, Новосибирске, Ленинградской и Свердловской областях. Более 40% слушателей заходят на портал с мобильных устройств, 20% учатся только с мобильных устройств.

3. Чему можно научиться?

На Coursera можно получить знания по всему спектру теоретических и прикладных дисциплин – от физики и литературы, экономии и биологии до воспитания детей и умения различать эмоции у собак. Наиболее востребованные сферы – бизнес и IT.

Самый популярный образовательный формат – курсы продолжительность от четырех до шести недель, включающие видеолекции, задания на взаимную оценку, тесты, общение на форумах с другими слушателями и преподавателями. По окончании курса можно получить сертификат.

Более продвинутый формат – «Специализация», объединяющий несколько курсов по одной теме. И в нем ярче выражен практический компонент: на финише слушатели представляют личный проект или дипломную работу.

В пилотном режиме предлагаются магистерские программы онлайн. Например, Master of Computer Science in Data Sciencе от Университета Иллинойса.

4. Как проходит обучение?

Сначала курсы шли только в записи – от даты до даты. С 2015 года они доступны по требованию в те дни, в которые разным людям удобно учиться.

Прослушав лекцию, слушатели могут задать преподавателям вопросы на форуме. Некоторые лекторы проводят вебинары в режиме реального времени. Однако этот формат плохо подходит для масштабирования самых массовых курсов. «Живой» вебинар ценен обратной связью, эмоциональным контактом с лектором. Но когда курс проходят сразу сто тысяч человек, это невозможно. Во всяком случае, невозможно до тех пор, пока технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности не разовьются до такой степени, чтобы преподаватель мог виртуально прийти к каждому слушателю.

5. Сколько стоят курсы?

Все видеолекции и практические задания бесплатны. А если важно получить по итогам курса оценку – то нужно оплатить сертификат, стоящий в США $49, а в России и других странах БРИКС $29. Прохождение специализаций оплачивается помесячно по подписке.

В самых бедных странах мира даже $29 могут оказаться неподъемной суммой. Поэтому для таких случаев на Coursera разработана функция «Финансовая помощь». Она позволяет получить доступ к курсу бесплатно, заполнив специальную форму.

Читайте продолжение на Executive.ru