В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- уметь чётко произносить все звуки речи;
- уметь интонационно выделять звук в словах;
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь произносить слова по слогам;
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
- уметь составлять несколько предложений о предмете;
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
- знать знаки +, - , =, <, >;
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь сравнивать две группы предметов;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
- уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
- уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
- иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
- знать названия 1-3 комнатных растений;
- знать названия 12 месяцев года;
- знать названия всех дней недели.