ОБ УЖАСНОМ ЛОНДОНСКОМ МЕТРО И ВЕЖЛИВЫХ ВЫПИВОХАХ В ПАБЕ.
автор Мария Погребняк/фото архив героини
Ростовчанка Кристина Зенина работала на родине редактором глянцевых журналов, успела поработать в Москве. А потом решила переехать в Лондон.
Рассказала нам о жутко необязательном лондонском метро, вежливых лондонских выпивохах и лондонских бомжах-художниках
Про поиски работы
Я живу тут у своей тети. У меня туристическая виза, и работать я могу пока только неофициально. Чтобы устроиться легально, нужно быть «очень ценным кадром»: тогда работодатель поможет получить рабочую визу. Ну, или можно выйти замуж.
Пока я подрабатываю официанткой в двух заведениях. Но не оставляю попыток стать «ценным кадром».
Средняя зарплата официантки — £1200 в месяц (93 тысячи рублей). За жилье я не плачу. На еду уходит 20%, на проезд — 12-15%. Еще примерно 20% — на одежду и косметику. Вообще искала работу я довольно долго. Сначала надеялась найти здесь филиалы русских компаний, которым нужны люди с двумя языками. Но везде требуют кучу документов, даже упаковщиком подарков так просто не устроишься.
Пару раз казалось, что вот оно — нашла! Как-то позвонил работодатель, уж не помню, что именно делала его компания. Надо было заниматься бумажками в офисе. Зовет меня на собеседование. Я лечу к нему на радостях: думаю, даст мне рабочую визу. Приезжаю, вроде все круто, престижный офисный район Канэри-Уорф. Мужик итальянской наружности, вроде представительный. Позвал меня на ланч. (Я уже мысленно подписываю контракт.) Спрашивает, что я пью из алкоголя, отвечаю: шампанское. И он заказывает бутылку шампанского. Ну, думаю, с причудами мужик, ладно. А потом он несколько часов кряду рассказывал мне про свои приключения в России. Как потерялся в Москве без документов, его задержали менты, он откупался коньяком. Потом нечаянно попал в Сочи и пил там много-много vodka. Я просто в ступор впала — сижу, слушаю, не понимаю, к чему все это. А он вдруг: а давай выпьем на брудершафт! Не успела я опомниться, как он уже лезет целоваться! Вскочила в ужасе, ушла, он долго брел за мной, уговаривал вернуться. Еле отвязалась. Он потом еще писал мне долго, предлагал получить политическое убежище в Англии.
Был еще один странный мужик, араб. Приезжаю в офис, а там пусто, он один. Говорит, мол, я только набираю команду. (Он занимался продажей недвижимости, сказал мне копировать объявления с его сайта на другие.) Я просидела в офисе с 9 утра до 5 вечера. Он постоянно болтал — то со мной, то сам с собой. А в конце вечера заявил: все, я беру тебя, не ищи больше работу (я сказала, что у меня еще есть варианты), не вздумай меня с кем-то делить, все твое свободное время будет только мое. Если тебе нужен дополнительный заработок, убирай мой дом, я живу один.
Но на вопросы про зарплату и оформление он не ответил, и я решила, что это мутный вариант, и не пошла.
У меня по нашим меркам приличный английский. Но для Лондона он оказался слабоват. Первое время, когда звали на собеседования, я боялась отвечать на звонки. Потом переборола себя и стала переспрашивать по несколько раз. С пятого раза уж точно понимаю. Чувствую себя тупой, произвожу, наверное, впечатление умственно отсталой, но по-другому никак.
Про мои кафе
Я работаю в двух местах, первое — ресторан в моем районе с индусами. Я их с трудом выношу, если честно, это самые неблагодарные клиенты в мире! Придут, закажут одну пиццу на пятерых и 5 стаканов бесплатной воды. Взрослые мусорят, дети бегают, орут. И ты должна будешь подойти к ним миллион раз: они хотят то один соус, то другой, — и так бесконечно. И чаевых ноль.
Второе — кафе с английскими завтраками. Такое милое, немного облезлое, в мятно-розовых тонах. Туда в основном приходят коренные лондонцы. Много ирландцев со своим безумным акцентом, их вообще понять невозможно. Я угадываю только отдельные слова — названия из меню. Они еще очень любят поболтать. А ты стоишь такой, ничего не понимаешь и говоришь, как попугай: «Wow!», «I see», «Cool», «Yes».
Тут спокойно относятся к тому, что клиент заказывает блюдо с кучей ремарок и оговорок: это приготовить так, это не класть, а вот это добавить. В каждом кафе висит табличка «если у вас аллергия на какой-нибудь продукт, мы обязательно его исключим или заменим».
Я работаю недалеко от набережной, многие выгуливают по утрам собак и заходят к нам. Мой начальник не против, у нас дог-френдли кафе. Он даже недавно завел собачьи печеньки.
Бывают, конечно, и неприятные ситуации, когда чувствуешь себя человеком второго сорта, правда, такое случается редко. К нам каждое утро приходит старик-алкоголик. Он уже в маразме пребывает, ничего не помнит, и я каждый раз напоминаю ему, что он берет на завтрак. Как-то попросил овсянку. Съел. Потом зовет меня и спрашивает: а где моя овсянка? Я говорю: вы ее съели. Он тут же перебивает меня: «Все с тобой ясно, это все потому, что ты не британка!». Было обидно, хоть я и понимаю, что он просто жалкий пьяница.
Кстати, в Лондоне много бомжей, они любят жить в этих легендарных красных телефонных будках. Либо укладываются в узких проходах между домами. Есть креативные бродяги: я как-то проходила по Трафальгарской площади, мимо живых статуй, рядом с ними сидел бомж и рисовал мелками. На табличке у него значилось «Если вам нравится мой арт, станьте моим спонсором».
Про еду, транспорт и жилье
Еда тут дешевая. Вся наша дорогущая санкционка стоит тут копейки. Мои любимые клубника и голубика есть круглый год. В магазинах, кстати, полно отличных полуфабрикатов. Тут многие не готовят — купили-разогрели.
Метро в Лондоне ужасное. Англичане, которые бывали в Москве, с таким восторгом рассказывают про наше метро. Теперь я понимаю, почему. Лондонское метро очень узкое. Узкие лестницы, переходы, поезда, в которых люди, сидящие напротив, упираются друг в друга коленями. Но это пустяки. Хуже другое. В Москве ты ждешь поезд пару минут и уже начинаешь нервно притопывать ногой. А тут можешь прождать минут 15. Мало того — поезда часто застревают прямо в туннелях. Машинист просто объявляет: «Извините, no signal, я не могу узнать, когда мы тронемся, ждите». Постоянно no signal. По радио в новостях даже рассказывают, где и что застряло в метро — как у нас про дорожные пробки.
С наземными электричками — то же самое. Там может быть даже так: ты посмотрел в интернете расписание, пришел — а поезд отменили. И делай, что хочешь. Из-за этой необязательности общественного транспорта тут, как мне кажется, не так жестко относятся к опозданиям.
Автобусы нет, не опаздывают, но в час-пик можешь застрять в пробке. Большинство — двухэтажные. С автобусами другая беда: водители очень резко трогаются. Я обычно в этот момент взбираюсь на второй этаж — и падаю. Ну, теперь я поумнела, теперь жду, пока он поедет.
Самое дорогое в Лондоне — жилье и транспорт. Снять комнату ближе к центру стоит от £100 до £150 в неделю (около 8-12 тысяч рублей). Здесь, конечно, и доходы выше, но жилье все равно очень дорогое. В пригородах Лондона дешевле.
Проезд тоже дорогой. От пригорода в центр ехать примерно полчаса, поездка обойдется в £6,20 (500 рублей). Дешевле купить годовой проездной за £1700 (около 130 тысяч рублей). Ты выбираешь: либо живешь в центре и дороже платишь за аренду, либо в пригороде, но тратишься на проезд.
Быт
Дома они строят какие-то картонные, не такие добротные, как в России, и очень холодные. С обогревом домов просто беда. Тут нет центрального отопления, у каждого — свое. Когда англичане уходят из дома, они его выключают, тоже очень дорогое: если не экономить, получается около £150 в месяц (12 тысяч рублей). Это мы у себя в России в майках зимой по дому ходим, а для англичан абсолютно нормально носить дома свитер и теплые носки. Топят обычно пару часов перед сном, утром просто адский дубак.
Мы с моим парнем (он — лондонец, познакомились через приложение Tinder) спорим постоянно по этому поводу. Я ему говорю: слушай, я ночую у тебя всего раз в неделю, давай ты хотя бы в этот день не будешь экономить? Он такой: ладно. Но на ночь все равно выключает. И если я одна, он не разрешает мне прогревать дом больше чем на 20 градусов. Короче, хожу и мерзну.
Ну, про их отдельные краны, для горячей и холодной воды, все, наверное, знают. Тоже типа в целях экономии. Ты смешиваешь в раковине воду и так умываешься. Мне кажется, это настолько негигиенично! Ты помыл руки, потом в той же воде моешь лицо, это просто мерзко. Такие раковины не во всех домах есть, конечно, но во многих.
И какие же здесь дебильные розетки! Ну, во-первых, они там свои, особенные, во-вторых, на каждой стоит выключатель. Я первое время постоянно забывала об этом — оставляла телефон заряжаться на несколько часов и удивлялась, почему ничего не происходит. Ну, и приходится везде таскать переходник.
Иностранцы в Лондоне и отношение к русским
Когда ехала в Лондон, думала: круто, сейчас наслажусь настоящим английским языком! На самом деле британский английский ты фиг где услышишь. Очень много арабов, индусов, китайцев. Я живу в районе с индусами: такое ощущение, что в Индии и живу, только разве слоны не орут и коровы по улицам не ходят. Индусы разговаривают на каком-то совершенно непонятном английском — «патя-патя-патя», вообще ничего не разобрать. Найти коренного англичанина надо умудриться. Заходишь в банк или магазин — тебя обслуживают сплошь женщины в хиджабах.
В сервисе, общепитовском и прочем, работают в основном выходцы из Восточной Европы. Вообще, все говорят, что брекзит очень сильно повлиял на рынок обслуживания, и сейчас многие приезжие валят к себе домой, придется англичанам работать.
Русских очень много. Причем все наши почему-то уверены, что они одни здесь: идет и орет матом по телефону, думает, что его никто не понимает. Много русских программистов, на легальной работе. Украинцев тоже много, приезжают на заработки. Вместе со мной в 6 утра едут куда-то на электричке.
Когда говорю, что я из России, многие британцы сразу: «О, это прикольно! Я всегда так мечтал побывать в Москве!». Часто спрашивают, куда лучше поехать: в Москву или в Питер, других городов не знают. Спрашивают, как я отношусь к Путину. Причем обсуждают его с разных позиций. Одни говорят: вот, Путин — классный правитель, просто молодец, держит в ежовых рукавицах, круто! Другие — наоборот: что он делает, это вообще за гранью, как вы живете с ним. Я обычно ничего не отвечаю, скажешь хоть слово — начнется полемика. На третьем месте по популярности (после Москвы и Путина) — разговоры о наших холодах. Спрашивают: что, при -15° реально можно выжить?
Пабы
Главная национальная традиция — это поход в паб. Go out for a drink. Это просто средоточие общественной и культурной жизни. Все начинается уже со среды, вечером пабы оккупированы. Многие стоят снаружи: почти у любого паба есть уличная площадка.
Пабов очень много — на каждой улочке по три штуки. Почти все одинаковые: мрачная обстановка, темные деревянные панели, желтый свет, огромная барная стойка, куча кранов с пивом. Если двухэтажные, то на первом этаже пьют, на втором едят. Подают незамысловатую английскую еду: сосиски с пюрешкой, пирог из свинины, бобы, горох, фиш-энд-чипс, пудинг с подливкой.
Послушать классический английский акцент можно в пабах: там обычно работают и отдыхают англичане. Они, конечно, все такие типа культурные, но немножко хамы. Если им весело, вообще ничего не стесняются, орут, ведут себя развязно. В этом смысле на русских похожи. С другой стороны, даже очень пьяный англичанин в каких-то вещах остается вежливым: не забудет сказать please, когда будет заказывать очередную пинту пива.
По вечерним улицам в Лондоне ходить не страшно. Ну, конечно, бывает поножовщина, кто-то кого-то облил кислотой на почве ревности, это сразу тиражируют газеты. Но в целом спокойно.
Женщины и мужчины
Тут два типа девушек. Одни не парятся насчет внешности, одеваются просто, не красятся. А есть те, которые своим внешним видом дадут фору русским, когда идут тусить.
Они не комплексуют на тему лишнего веса: типа, да, я толстая, но я надену короткую юбку, меня не волнует мнение окружающих. Такие обожают хайлайтер (косметическое средство, которое высветляет участки на лице) и накладные ресницы, делают себе огромные глазища, стрелки. Короче, сияют, как новогодние елки.
В Лондоне очень много лысых мужчин. Я раньше не любила таких, теперь мне нравится. Много модников. У парней есть дурацкая привычка носить спущенные штаны, ну, как у рэперов. Повально у всех. Идут и подтягивают их поминутно.
Проявлять чувства тут не принято, настоящие британцы в жизни не будут прилюдно целоваться в кафе.
У моего парня много чисто английских загонов. Я ему сразу сказала: у русских принято, чтобы мужчина платил за девушку в кафе. Он сначала вообще не понял, о чем это я. Учила его дарить мне цветы — «я правда должен тебе их покупать? Зачем?» Еще он планирует все на полгода вперед.
Я обычно говорю все, что думаю. Могу сказать ему: ты такой старый, ты уже лысеешь! А он говорит, что именно это ему во мне нравится (хотя не сразу привык). Потому что английские девушки никогда честно не скажут, что думают, будут бесконечно повторять «It’s lovely!», и все.