Продолжаю повествование об очень известном (и не только в своё время) картографе из Нидерландов - Джодокусе Хондиусе. Напомню, что именно ему принадлежит не только введение нового стиля в оформлении карт, но и разработка нового метода разсчёта по составлению проекций Меркатора. Начало материала в статье Чем не угодил тартарийцам картограф Хондиус? Речь идёт о карте, найденной в конце XX века.
"В 1569 году Герардус Меркатор, единственный картограф, чье имя знакомо широкой публике, разработал новый проект, который произвел революцию в картографировании и используется по сей день. Он решил одну из самых больших проблем, стоящих перед ранними картографами: как воспроизвести всю поверхность сферы на непрерывном двумерном прямоугольнике. Используя метод Меркатора, линии широты и долготы пересекаются друг с другом под прямым углом и постепенно увеличивают размер земли, когда широтные линии приближаются к полюсам; на самих полюсах параллели широты имеют ту же длину, что и экватор. Таким образом, Гренландия, близкая к Северному полюсу, на карте проекции Меркатора выглядит огромной. Несмотря на искажения, проекция решала больше проблем, чем создавала, отчасти потому, что в шестнадцатом веке о земле на полюсах было мало известно.
До проекции Меркатора карты были почти безполезны для мореплавателей, путешествующих на большие расстояния, так как построение кривых курсов требовало постоянной коррекции. На карте, нарисованной на проекции Меркатора, моряк может нарисовать один, прямой курс из любой точки в любую другую точку.
Учитывая необходимость этой технологии в эпоху трансокеанских путешествий, проекция Меркатора, вероятно, должна была быть изобретена до 1569 года, когда Меркатор впервые представил ее на настенной карте мира. Такие карты трудно создать, и в результате проекция томилась годами раньше, чем кто-либо применил ее для практического использования. Сам Меркатор отказался от проекции, когда опубликовал другие карты, в том числе в своем атласе 1595 года. Он даже не опубликовал расчеты, которые позволили бы другим использовать его проекцию.
Хондиус жил в изгнании в Лондоне с 1584 по 1593 год, чтобы избежать религиозной нетерпимости в Нидерландах. Там он активно занимался гравированием и изготовил клинья для первого английского глобуса, выпущенного Эмери Молинью (d. 15988/99) в 1592 году. Он также поддерживал Эдварда Райта (примерно 1558-1615), ведущего математика, который работал над формулами разсчета для применения проекции Меркатора. Райт одолжил Гондусу свою работу по этому вопросу, «Определенные ошибки в навигации» (Лондон, 1599), при том условии, что Гондиус не использует результаты Райта в опубликованной форме. Но, как рассказывает Шильдер, Хондиус признал важность аргумента Райт и, вопреки соглашению, скопировал соответствующую главу. Хондиус использовал эту информацию, когда опубликовал большую карту мира и карты четырех континентов с проекцией Меркатора в Амстердаме в период 1595-98 годов.
Карта мира Хондиуса, на которую ссылается Шиллер, не была известна до 1993 года, когда сам Шильдер нашёл в Дрездене карту в плохом состоянии. Эта карта 1598 теперь должна быть идентифицирована как первая, где была изпользована проекция Меркатора после собственной карты Меркатора 1569. Раньше это приписывалось карте Райта 1599 года. Карта 1598 Хондия - намного меньшая предварительная версия настенной карты 1603, и ей не достаёт объяснения (с диаграммой), как рассчитать проекцию и декоративную границу, найденную на картах 1603 и 1608.
Райт косился на достижения Гондиуса и горько выговорил ему в предисловии к «Некоторым ошибкам». Он думал, что Гондиус виновен в интеллектуальной краже. Однако карта 1603 предлагает нечто иное. В своем обращении к читателю Хондиус заявил, что он, без посторонней помощи, разработал новый и упрощенный метод применения проекции Меркатора в отличие от сложных формулировок Райта. Хондиус писал: «Но так как мы (будь то без хвастовства) нашли решение не только точным, но и легким, мы хорошо подумали предложить то же самое миру в интересах учеников этого искусства, и разместить его перед глазами читателя с четкой диаграммой, так что благодаря своей демонстрации любой залив сможет без каких-либо проблем представлять регионы в любой части мира в большем или меньшем масштабе.
Хевуд, который перевел это заявление с латыни, написал в своем комментарии к карте 1608, что Хондиус «использует графическую конструкцию, которая не соответствует сложным таблицам Райта, и, несомненно, была достаточно точной для практических целей времени».
Райт так и не простил Гондиуса, но он признал свою роль в обнародовании самого большого достижения в картографировании эпохи. В предисловии к изданию «Неопределенных ошибок» от 1610 года Райт писал: «Но точный способ, как сделать части меридианов и параллели таким образом, чтобы каждая доля, насколько я могу учиться, я впервые опубликовал в мире в моем прежнем издании «Ошибки в навигации», из копий, где Хондиус был графом карт в Амстердаме, сначала научился выпускать свои карты мира и из четырех частей. Согласно пропорции sayd, которую многие последуют впоследствии. Среди последователей был Блау, который, к 1610 году, уже опубликовал меньшую версию своей настенной карты 1606 года, а проекция Меркатора к тому времени была на пути к тому, чтобы стать общепринятым методом разграничения мира.
В XVII веке создавались настенные карты для домов и офисов богатых купцов и королевских дворов, которые можно увидеть на стенах на некоторых картинах, написанных Иоганнесом Вермером (1632-1675). По словам Шильдера, «карту Гондиуса [1603] следует рассматривать как отправную точку для больших настенных карт мира с декоративными границами». Хотя Хондиус сделал немного больше, чем размещение вокруг по краям мелкомасштабных карт из своего Малого атласа, ему должно быть приписано введение этого декоративного мотива на картах мира. В конкурентном мире голландской картографической публикации Блэу затмил Хондиуса, как художник-кардинатор с его великолепными настенными картами с 1605 по 1607. Хондиус изо всех сил старался противостоять Блау, когда в 1608 году он переиздал свою настенную карту 1603 года, используя орнаментальные устройства, заимствованные у Блау.
В 1993 году Брайан Хукер утверждал, что карта Хондиуса в 1608 году была, вероятно, более поздним изданием одной из тех карт, что были, вероятно, напечатаны с тех же пластин в 1598 году. Видимо, Хукера вдохновился Шильдер, который в 1993 году волшебным образом произвел упомянутую выше карту Хондиуса 1598 года. Эта карта не была напечатана на тех же пластинах, что и карта 1608, но с открытием карты 1603 предположение Хукера, что у карты 1608 года существовало более раннее издание, было доказано, как правильное.
Из всех картографических работ настенная карта наиболее подвержена опасности. Сообщалось, что из возможных сотен карт, произведенных в семнадцатом веке, «было зарегистрировано менее 50 настенных карт». Настенные карты часто выбрасывались, когда их заменяли на новые работы с более современной географической информацией. Даже те, избежали мусорного бака, обычно разрушались и после реставрации. Они часто лакировались и от того становились хрупкими и трескались с течением времени. Большинство сохранившихся настенных карт семнадцатого века принадлежат фирме Blaeu, которая расширила свою репутацию. С недавним открытием ранних настенных карт Гондиуса, антецеденты Блэя стали очевидны, и важную роль Хондиуса наконец поняли. "
Немного об авторе этой карты - Хондиусе
Йодокус Хондиус, фламандский художник, гравер и картограф, родился в октябре 1563 года в Ваккене, но вскоре его семья переехала в Гент. Йодокус стал гравером, занимался он также изготовлением глобусов и измерительных инструментов. Начавшая война с Испанией и религиозные притеснения стали причиной его иммиграции в Англию в 1584 году. Там он участвует в публикации работ Френсиса Дрейка, совершившего кругосветное путешествие в конце 1570-х годов, и пишет несколько его портретов.
В 1593 году Хондиус переезжает в Амстердам. Он покупает у наследников пластины в гравюрами карт Меркатора, вносит в них некоторые исправления, и публикует «Малый атлас мира», добавляя в него несколько своих карт. Но себя он называет только издателем карт Меркатора. Атлас быстро становится популярным, через год Хондиус выпускает второй тираж. Составление и издание карт становится семейным предприятием. Два его сына и зять продолжили его дело после смерти Йодокуса Хондиуса в 1612 году.
В XVI-XVII вв., желая сделать особенно дорогой и памятный подарок, глобусы преподносили друг другу короли. Русскому царю Алексею Михайловичу в 1672 г. большой глобус прислали в подарок Генеральные Штаты Нидерландов. Сейчас он хранится в московском Историческом музее. А кроме дворцов монархов глобусы можно было увидеть в кабинетах министров, конторах богатых купцов, будуарах знатных дам. Некоторые глобусы были огромными, выше человека, и, подобно картам, украшены яркими рисунками. Иногда на них даже умещались тексты, рассказывавшие о разных странах. Другие же, "карманные" глобусы предназначались для путешествий - для их переноски делали футляры. Существовали и средние, "кабинетные" глобусы с хитроумными механизмами, благодаря которым маленький земной шар вращался вокруг оси. Особенно славились голландские глобусы. Иные из мастеров-картографов - как, например, амстердамцы Блау, которые владели издательской фирмой, выпускавшей географические атласы и карты, - изготавливали модели земного шара из поколения в поколение (в мастерской Блау создали и глобус, посланный в Московию). Любопытно сравнить первые глобусы Виллема Блау, родоначальника династии, сделанные в 1-й трети XVII в., с теми, что десятки лет спустя изготавливали его внуки Иоганн и Вильгельм Блау.
Статьи про карты :
Карта Филиппа Буаше Антарктида безо льда
Некоторые особенности карты Пири Рейса (записи на полях, проверка проекций)
Пири Рейс Гренландия,Америка и Антарктида (супер карта) (продолжение)
Ещё раз о сногосшибательной карте Пири Рейса
Портуланы: что такое, с чем едят
Историю пытаются фальсифицировать в наше время (о китайской поддельной карте и англичанах)
Империя Тартария? И где? (карта, где Тартарии нет)
О картах. Вернее, о карте Идриси
Карты старинные… Карты современные
Вы хочете карты? Их есть у меня :о)
Чем не угодил тартарийцам картограф Хондиус?