Чтобы не попасть в Реестр Недобросовестных Поставщиков необходимо соблюдение ряда мер предосторожности, которые позволят максимально снизить риски наступления негативных результатов.
Данные меры предосторожности сформированы нами исходя из нашей обширной практики по вопросу включения в РНП (исключения из РНП):
1. Обязательно необходимо вести последовательную и своевременную переписку с Заказчиком на этапе исполнения контракта (договора).
При этом необходимо поставить Задачу – зафиксировать все действия Заказчика, которые указывают на ненадлежащее исполнение им своих обязательств.
Зачастую Заказчики сами не исполняют надлежащим образом некоторые свои обязанности, растягивают во времени процесс подготовки условий для выполнения контракта или тормозят исполнение контракта в силу субъективных причин.
Пример 1 (практика Республики Тыва). С Заказчиком был заключен договор на перевозку груза. Однако в установленный срок обязательства по доставке груза в пункт назначения не были выполнены. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств и направил информацию в ФАС для включения сведений в РНП. В ходе анализа информации было выявлено, что со стороны Заказчика должны были быть выполнены ряд действий для исполнения контракта, в частности выдача доверенности лицам, которые должны были принимать груз от перевозчика. Материалами дела подтверждалось, что в выданных доверенностях доверенным лицам предоставлено право на получение груза, перевозимого в рамках договора с совершенно другим номером и датой. Исходя из чего можно было сделать вывод, что лица, указанные в представленных Заказчиком доверенностях, не являлись уполномоченными лицами на представление интересов Заказчика в рамках текущего договора, по поводу исполнения которого и возник спор.
Кроме того, грузоотправитель передал груз указанным Заказчиком лицам раньше времени – прежде, чем был заключен контракт с перевозчиком. В связи с чем можно было делать вывод о том, что Заказчик инициировал нарушение, связанное с началом исполнения контракта до даты его фактического заключения, что в общем-то незаконно.
Более того, Заказчиком было заключено с перевозчиком соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон. Данным фактом подтверждалось то, что Заказчиком совершены противоречивые действия, связанные с расторжением контракта (расторжение по соглашению сторон и одновременное расторжение в одностороннем порядке), и он сам не определился по поводу оснований расторжения контракта.
Антимонопольным органом было принято решение в пользу клиента о не включении сведений о нем в Реестр недобросовестных поставщиков.
Пример 2. (Практика города Москвы). В данном примере, наоборот, исполнитель контракта не заботился о том, чтобы своевременно заявлять Заказчику о недостатках в его действиях, нарушениях и ошибках.
Несмотря на то, что Заказчиком неоднократно менялся состав приемочной Комиссии, нарушались сроки выполнения приемки и не обеспечивалось присутствие на приемке всех заинтересованных организаций, Исполнитель по контракту не писал Заказчику никаких претензий и не заявлял об этих недостатках.
Заказчик в один неприятный момент принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивировав несвоевременным исполнением.
Когда антимонопольная служба стала рассматривать обращение Заказчика о включении сведений об Исполнителе в РНП, Исполнитель заявлял о вышеуказанных обстоятельствах, но не смог их подтвердить документами.
Комиссия Московского УФАС приняла решение включить сведения об Исполнителе в РНП, поскольку исполнителем не было доказано отсутствие вины у него и наличие вины у Заказчика в нарушении сроков исполнения контракта.
Таким образом, очень важно фиксировать каждый недостаток и нарушение, совершаемые Заказчиком в процессе исполнения контракта.
Для этого важно вести переписку с Заказчиком по вопросам исполнения контракта. Причем переписку своевременную, без опозданий и длительных ожиданий ответа со стороны контрагента.
2. Переписка с Заказчиком должна быть надлежащим образом оформлена.
Недостаточно сообщить Заказчику своей претензии в устной форме, или по электронной почте (как это принято во многих компаниях).
Переписка должна быть надлежащим образом оформлена.
Это означает, что она должна вестись:
2.1. Уполномоченным лицом (в частности, письмо подлежит подписанию руководителем или другим лицом, которое в силу доверенности или договора о представлении интересов вправе осуществлять отдельные права в интересах своего Доверителя – юридического лица). При этом большое значение имеет объем прав, переданных доверенному лицу. Объем прав определяется доверенностью или представительским договором.
Зачастую на практике встречаются случаи, когда переговоры с Заказчиком ведет менеджер или один из сотрудников Заказчика, не наделенный необходимыми полномочиями. В ситуации спора, особенно судебного спора, действия такого неуполномоченного лица могут быть признаны юридически безразличными и не влекущими никаких правовых последствий для третьих лиц и, в частности, Заказчика.
Это своего рода правовая ловушка, блокирующая возможность восстановить изъян в субъекте в связи с невозможностью вернуть прошлое. И может она привести к негативным последствия, которые не исправит даже суперюрист.
Претензии и иные письма следует направлять по указанному в контракте адресу. В случае направления претензии по другому адресу, данная претензия может быть не приняты во внимание контролирующими органами.
Есть и иные правила, необходимые для соблюдения формы обращения, в которую мы сильно углубляться не будем, так как этому вопросу можно посвятить отдельную статью.
3. Правильные переговоры с Заказчиком.
В случае, если на предшествующих этапах не удалось минимизировать риски включения в РНП, не стоит отчаиваться.
В любом случае можно вести переговоры с Заказчиком в целях расторжения контракта по соглашению сторон.
Расторжение контракта по соглашению сторон не является основанием для включения сведений о ненадлежащем Поставщике (Исполнителе, Подрядчике) в Реестр недобросовестных поставщиков.
Многие Заказчики практикуют заключение с Поставщиком (Исполнителем, Подрядчиком) соглашений о расторжении, несмотря на возможность и основания расторгнуть в одностороннем порядке, в обмен на согласие Поставщика (Исполнителя, Подрядчика) уплатить неустойку за просрочку исполнения или ненадлежащее исполнение.
Поэтому в реальности с Заказчиком можно и нужно вести торг относительно условий расторжения договора.
В случае, если все вышеуказанные меры не принесли ожидаемых результатов, остаются еще запасные варианты (использование механизмов судебного обжалования действий Заказчика на предварительном этапе (до рассмотрения вопроса ФАСом; представление весомых контраргументов, вынуждающих Заказчика идти на уступки и др. меры).
Поскольку эти вопросы достаточно обширные и требуют тщательного анализа исходя из конкретной ситуации, ответы на них могут быть даны только после тщательного ознакомления с обстоятельствами конкретного дела.
ИТОГО помните:
Обязательно необходимо вести последовательную и своевременную переписку с Заказчиком на этапе исполнения контракта (договора), фиксируя при этом все недостатки в действиях Заказчика.
Переписка с Заказчиком должна быть надлежащим образом оформлена. Претензии и иные письма следует направлять по указанному в контракте адресу. В случае направления претензии по другому адресу, данная претензия может быть не приняты во внимание контролирующими органами.
Многое зависит от правильных переговоров с Заказчиком, в которых нужно стремится расторгнуть контракт по соглашению сторон.