Лучшие фильмы мастера инфернального юмора и фантастического воображения.
22 ноября Терри Гиллиаму, известному британскому режиссеру американского происхождения, исполнилось 77 лет. За ним закрепилась слава принципиального, нетерпеливого и несговорчивого человека, но это нисколько не уменьшает масштаба его таланта. Рассказываем о 10 характерных чертах творчества Терри Гиллиама, за которые можно стать преданным поклонником творчества этого неутомимого режиссера-чудака после первого же просмотренного фильма.
«Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975)
Инфернальный юмор
До того, как вплотную заняться режиссурой, Терри Гиллиам много работал как художник. Рисовать он начал еще в детстве – это позволяло ему не скучать на ферме, где он рос. Позже судьба свела его с издателем журнала Help! («На помощь!») Харви Курцманом. Для него Гиллиам рисовал запоминающиеся карикатуры. Однако полностью раскрыть свой талант Гиллиам смог уже в творческой группе «Монти Пайтон». Поначалу Терри Гиллиам помогал участникам со сценарием и монтажом скетчей. В 1975 году при его активном участии вышел ставший культовым «Монти Пайтон и Священный Грааль». Фильм со вкусом пародирует сказания о полумифическом короле Артуре, настойчиво восхваляет Средневековье, однако поступки и диалоги героев совершенно абсурдны. На волне зрительской любви к парадоксам в 1977 году Гиллиам выпустил анекдотичного «Бармаглота» («Джабервоки»), где бондарь Деннис идет сражаться с чудовищем. Вся изюминка этого зрелища в том, что Деннис этого и не планировал – оно само как-то получилось.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)
Нонконформизм
«Если все шли одной дорогой, я всегда выбирал другую – просто из любопытства или чтобы избежать конкуренции и хоть в чем-нибудь поступить по своему усмотрению» (Терри Гиллиам).
Когда началась военная кампания против Вьетнама, американец Гиллиам участвовал в сборах, но войну не поддерживал.
Нежелание следовать традиционным путем помогло режиссеру при работе над фильмом «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Он взялся за проект после того, как уволился режиссер Алекс Кокс, не сработавшийся с Хантером Томпсоном из-за желания снять «более-менее "нормальную" ленту». Инфернальная экранизация Гиллиама, целиком и полностью одобренная Томпсоном, вызвала бурю споров. Некоторые зрители признавались, что от фильма их буквально тошнило, а для кого-то угарный трип Дьюка и Гонзо стал веселым времяпрепровождением. Действительно, обилие крупных планов, отсутствие горизонта в перспективе и гигантские рептилии в гостиничном холле у кого угодно вызовут паническую атаку и приступы ярости.
«Приключения барона Мюнхгаузена» (1988)
Сила воображения
Кадр из фильма «Приключения барона Мюнхгаузена»
«Я всю жизнь мечтал снять фильм о Дон Кихоте, потому что это история обо мне – о человеке, который воображает то, чего нет, и с тупым упрямством ломится вперед» (Терри Гиллиам).
Работы Терри Гиллиама отличает характерный визуальный почерк. В его фильмах, местами нарочитых, местами наивных, четко прослеживается архетип меланхоличного мечтателя, который находит утешение в воображаемом мире. В «Короле-рыбаке» персонаж Робина Уильямса – городской блаженный, который после скитаний получает долгожданное счастье, а выдумщик барон Мюнхгаузен у Терри Гиллиама ведет насыщенную событиями жизнь. В 2018 году мы увидим и долгожданный фильм «Человек, который убил Дон Кихота», над которым Терри Гиллиам работал с начала 2000-х годов и съемки которого завершил совсем недавно (ура!).
Сам режиссер так рассказывал об «истоках» своего воображения:
«У нас в доме не было телевизора, только книги и радио. Все вместе очень развивает воображение, и все, что я могу придумать сейчас, уже было придумано мной в детстве» (Терри Гиллиам).
«Бармаглот» (1977)
Любовь к сложным механизмам и настоящим декорациям
В «Бармаглоте» большинство декораций были сделаны из подручных средств и на весьма скромные деньги. Чудовище изображали два человека в костюме, которые для достоверности двигались спинами вперед, замок короля Бруно Сомнительного сооружен из досок и черной драпировки.
В «Бароне Мюнхгаузене» фантазия режиссера разыгралась не на шутку. Имея приличный бюджет, Гиллиам снимал отдельные сцены битв в Италии и Испании, заказал уйму костюмов (они постоянно терялись), выстроил театр в павильоне, пострадавшем от бомбежек, и из подручных средств соорудил обеденный зал.
Для оформления Министерства информации в «Бразилии» использовали доски, покрашенные под гранит, а для оформления ресторана Гиллиам перебрал десятки гигантских пластиковых труб.
В ленте «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гиллиам активно использовал компьютерную графику (особенно много сцен в воображаемом мире Парнаса, куда герои попадают через волшебное зеркало), но в то же время большинство декораций, как например, повозка с лошадьми и атрибутика бродячего театра – настоящие.
Читайте также: 15 недооцененных фильмов знаменитых режиссеров
«Воображариум доктора Парнаса» (2009)
Магический реализм
Терри Гиллиама с детства увлекала мистика, но безо всяких призраков и волшебников – именно те необычные явления, которые случаются с обычными людьми. Ему нравилась сама атмосфера вокруг неизвестного, отсюда пошло его увлечение фокусами и даже мысли о самом малоизученном и необратимом явлении – смерти. Гиллиам признавался, что в детстве часто думал о смерти и видел в ней определенную «магию».
Конфликт жизни и смерти судьбоносно показан в «Воображариуме доктора Парнаса» - прямо во время съемочного процесса неожиданно ушел из жизни Хит Леджер – исполнитель роли Тони Шепарда. Желая отдать дань памяти актера, Гиллиам и команда продолжили работу над фильмом, введя в сюжет другие ипостаси Тони, который проходит через магическое зеркало. Их сыграли сыграли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл.
«Страна приливов» (2005)
Деконструкция сказочного
Подобно благородным Мюнхгаузену и Дон Кихоту, Терри Гиллиам своим творчеством борется с высокими бюджетами, дискриминацией и ограничением свободы слова. Любопытно, что после окончания колледжа Гиллиам всерьез подумывал стать миссионером, чтобы спасать африканцев, однако в итоге решил делать то же самое, но с помощью искусства. Даже творческие провалы и споры с продюсерами не способны сломить Терри Гиллиама и заставить его идти вопреки своим убеждениям. Например, лента «Страна приливов» о том, как девочка пытается справиться со смертью матери, погружаясь в свои необычно-сказочные фантазии, была неоднозначно воспринята публикой – ее называли слишком «непристойной». По словам Гиллиама, он хотел показать этим фильмом, что детская психика более пластична и способна пережить кошмарные события, в отличие от взрослых.
Однажды режиссер рассказывал, что он был крайне удивлен, когда ему в руки попалась «отцензурированная» версия сказки «Красная шапочка», в которой от оригинального сюжета остались только имена главных героев. Сам он во время работы над фильмом «Братья Гримм» постарался воссоздать атмосферу именно старой сказки, где есть место иррациональности и некоторой кровожадности. Сами же дети, по мнению режиссера, очень «живучи», и сцены, которые кажутся взрослым жестокими, сами дети таковыми не воспринимают.
Также Терри Гиллиам снял фэнтези «Бандиты во времени», где главный герой, мальчик Кевин, в компании шести карликов путешествует сквозь время. Он встречает Наполеона, Робина Гуда, царя Агамемнона и великанов. Фантастическая сказка с участием лилипутов, которых привыкли видеть в цирке, невероятными интерьерами и экстерьером (снова любовь режиссера к декорациям) понравилась зрителям и была успешна в прокате.
«Бразилия» (1985)
Катарсис на грани оптимизма и пессимизма
Важный лейтмотив в творчестве режиссера – мрачное будущее. В «Бразилии» Терри Гиллиама главный герой Сэм Лаури восстает против Министерства информации, в «12 обезьянах» Джеймс Коул и Джеффри в попытках спасти мир от вируса сталкиваются с беспощадным тоталитарным режимом. Компьютерный гений и затворник Коэн Лет (Кристоф Вальц) в «Теореме Зеро» ожидает звонка от Бога, в свободное время решает математическую загадку. Окружающие же окончательно сошли с ума, поклоняясь божеству Бэтмену, у которого, кстати, есть собственная церковь и последователи. Терри Гиллиам с пессимизмом смотрит в будущее.
Если анализировать фильмографию режиссера, то можно увидеть повторение сюжетных линий и архетипов героев. Самые любимые персонажи Гиллиама – барон Мюнхгаузен и Дон Кихот, с ними режиссер ощущает явное родство. Любимый тип героя Гиллиама – простак, скрывающийся от злобной реальности в мире фантазий и иллюзий. Чтобы спастись, герою необходимо отправиться в путь, пережить катарсис и получить некий дар. В притче «Король-рыбак» бывшего радиоведущего Джека (Джефф Бриджес) спасет бездомный Перси (Робин Уильямс). Джек считает себя обязанным незнакомцу и помогает странному парню пройти череду испытаний и найти Священный Грааль.
«Король-рыбак» (1991)
Импровизация и свобода творчества
Несмотря на то, что Терри Гиллиама считают сложным человеком, на съемочных площадках его фильма всегда царит веселье и свобода самовыражения – об этом рассказывали и Мэтт Дэймон, и Джонни Депп, и Робин Уильямс.
Показательны в этом отношении съемки фильма «Король-рыбак». Вместо того, чтобы тщательно следовать раскадровке, как Гиллиам делает обычно, режиссер решил сделать акцент на игру актеров и дать им карт-бланш. Съемки «Короля-рыбака» проходили так: после репетиций актеры и режиссер набрасывали примерный план действий, после чего включалась камера, Гиллиам отходил в сторонку, а актеры сами работали над сценой.
Вспоминая работу с Хитом Леджером, Терри Гиллиам рассказывал, что с самых первых проб был потрясен его актерским талантом, энергией и импровизацией. На съемках «Воображариума доктора Парнаса» Леджер творчески заряжал всю съемочную команду, за что ему были особенно благодарны новички в большом кино – Эндрю Гарфилд и Лили Коул.