Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Речь ребенка формируется на примере речи взрослых.
Таким образом, взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний. В раннем возрасте взрослый обеспечивает решение трех взаимосвязанных психологических задач:
- развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;
- увеличение активного и пассивного словарного запаса;
- формирования умения пользоваться речью в общении.
Также большую роль в развитии речи данного возраста играют выполнение артикуляционных, дыхательных упражнений и упражнений на развитие мелкой моторики.
Приведём примеры игр и упражнений каждой группы, не требующих специальной подготовки, которые можно выполнять в семье с ребёнком. Помните! Всё должно проводиться в игровой форме. Игра - основная деятельность детей.
Игры на развитие способности к речевому подражанию
- «Самолётики»
Способ выполнения: предложите ребёнку полетать . Но сначала он должен превратиться в быстрый самолётик и послушать стихотворение про него и «полетать» по комнате – побегать, расставив прямые руки в стороны.
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
- «Покормим птенчиков»
Я — мама-птица, а ты —птенчик. Птенчик веселый, он пищит: «Пи-пи-пи», — и машет крылышками (ребенок повторяет движения за родителем и произносит звукосочетание) .
- Полетела мама-птица за вкусными крошками, а птенчик весело летает и пищит. (ребенок произносит: «Пи-пи-пи».)
- Прилетела мама и начала кормить своего птенчика (ребенок приседает, поднимает голову вверх, птенчик широко раскрывает клювик, ему хочется вкусных крошек (родитель имитирует, что кормит птенчика, добиваясь, чтобы ребенок пошире раскрывал рот). Мама покормила и улетела, а птенчик опять летает и пищит. Игра повторяется 2-3 раза.
Игры на развитие артикуляционной моторики
- «Поиграем на дудочке»
Предложите ребенку «поиграть» на дудочке: сначала покажите настоящую дудочку, поиграйте на ней, затем изобразите игру на дудочке с помощью движений рук и озвучьте ее: Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной!
Упражнение для щёк
- Надувание обеих щёк одновременно.
- Надувание щёк попеременно.
- Втягивание щёк в ротовую полость между зубами
Упражнения для губ
- «Заборчик». Способ выполнения: улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении, подсчёт до 10.
- «Хоботок». Способ выполнения:Губы « вытянуть» вперёд длинной «трубочкой». Дышать через носовые проходы. Удерживать в таком положении 10 секунд.
Упражнения для языка
- «Лопаточка». Способ выполнения: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 секунд.
- «Вкусное варенье». Способ выполнения: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать в глубь рта. Повторить10 раз.
- «Часики». Способ выполнения: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик - так, тик - так). Проделать 10-15 раз.
Игры на развитие дыхания
- «Согреем бабочку». Ребёнок сидит на стуле. Родитель (взрослый) показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замёрзла и не может взлететь. Предлагает согреть её своим дыханием. Ребёнок дышит на ладошки.
- «Воздушный шарик». Взрослый (родитель) обращает внимание ребенка на то, что у него в руках воздушный шарик. Посмотри, как я его буду надувать его (надувает воздушный шарик, а затем его сдувает). Далее предлагает ребенку повторить действия с шариком.
Игры на развитие мелкой моторики
- «Сорока - ворона»
Ребенок сидит на стульчике, проговаривает слова – потешки и по очереди массирует пальчик правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживает ладошки.
Сорока – ворона кашу варила,
Сорока –ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала.
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому -
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила.
Важно также использовать в семье все виды деятельности, которые способствуют формированию и развитию речи ребенка: рассказывание сказок, стихов, чтение и обсуждение книг, музицирование и пение. Всё это помогает ему освоить правильное произношение звуков, расширяет словарный запас, стимулирует желание говорить, рассказывать, спрашивать.