Продолжаем перечислять лучшие стороны современной фотографии. В этом выпуске мы расскажем о трёх аспектах, о которых, возможно, не знают ваши друзья. Двое из авторов этого выпуска уже стали классикой, но продолжают создавать актуальные работы и сегодня.
Фотография может быть скульптурой
Те, кто немного знаком с историей фотографии, вероятно вспомнили одну из канонических выставок в МоМА — Photography into Sculpture. Тогда, в 1970 году, основной целью выставки было совмещение фотографии и скульптурных форм, чтобы узнать как фотография может преодолеть свою «плоскость».
Сегодня фотография может сама задавать объём предметов. В своей работе «Материальные спекуляции: ИГИЛ, 2015–2016» (Material Speculations: ISIS, 2015–2016), иранская художница Морехшин Аллахьяри (Morehshin Allahyari) восстанавливает разрушенные ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории РФ) скульптуры с помощью 3D печати. В основе моделей — фотографии и другие архивные материалы, предоставленные музеем Мосула. В каждой скульптуре установлена карта памяти, которая содержит собранные данные для того, чтобы продолжить исследование.
Больше примеров можно найти на сайте художницы.
Ошибок больше нет
Эстетика ошибки уже давно стала общим местом в искусстве и культуре. А насмотренность зрителя не позволяет делить фотографию на «плохую/хорошую». Сегодня для каждого типа кадра существует собственная эстетика (любительская фотография, техническая, случайная и т.д.). Поэтому изображение уже не может быть неправильным. Чего не скажешь об авторах, которые ошибаются в выборах средств для воплощения своих идей.
Но это не относится к автору ниже. Серия Бориса Михайлова «Парламент», основана на фотографиях экрана телевизора во время дебатов в украинском парламенте.
По словам самого Михайлова его интересовала способность фотографии выразить состояние политического кризиса через распад изображения на простые формы (Михайлов называет его «супрематическим»). В этой серии цифровая помеха отсылает не только к идее о балканизации интернета, но и представляет привычные медиа, через которые мы потребляем информацию, как орудие пропаганды.
Важно всё
В фотографии больше нет «высоких» и «низких» тем. Возможность фотографировать для каждого сделала жизнь индивида достоянием общественности. Несмотря на это, документация повседневных предметов и дел, не делает эти изображения искусством автоматически, ведь они остаются в рамках жизни одного индивида.
В интернете можно встретить утверждение, что своими фотографиями Вольфганг Тиллманс (Wolfgang Tillmans) предугадал ту эстетику, которую сегодня мы видим в инстаграме. Попробуем предположить, что это может быть вызвано долгой работой Тиллманса с печатными изданиями, а также мнимой «простотой» его подхода.
За последнее десятилетие Тиллманс вырос в полноценного активиста, удерживая при этом уверенные позиции в поле искусства. Одно из ключевых изображений этапа «современного» Тиллманса — “The State We’re In, A”, на которой изображена открытая вода Атлантического Океана, в месте, где проходят границы часовых поясов и границы государств.
Название работы «Состояние (Государство), в котором мы находимся» довольно точно иллюстрирует последние события, которые коснулись Тиллманса как экспата в Великобритании, столкнувшегося как с внешними проявлениями миграционного кризиса, так и кризиса политического (вспомним его кампанию против Брекзита). И, как ни странно, взволнованная поверхность воды, как нельзя точно может отражать волнение за её пределами.
Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.