Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

За что мы любим современную фотографию. Часть II

Продолжаем перечислять лучшие стороны современной фотографии. В этом выпуске мы расскажем о трёх аспектах, о которых, возможно, не знают ваши друзья. Двое из авторов этого выпуска уже стали классикой, но продолжают создавать актуальные работы и сегодня.

Фотография может быть скульптурой

Те, кто немного знаком с историей фотографии, вероятно вспомнили одну из канонических выставок в МоМА — Photography into Sculpture. Тогда, в 1970 году, основной целью выставки было совмещение фотографии и скульптурных форм, чтобы узнать как фотография может преодолеть свою «плоскость».

Сегодня фотография может сама задавать объём предметов. В своей работе «Материальные спекуляции: ИГИЛ, 2015–2016» (Material Speculations: ISIS, 2015–2016), иранская художница Морехшин Аллахьяри (Morehshin Allahyari) восстанавливает разрушенные ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории РФ) скульптуры с помощью 3D печати. В основе моделей — фотографии и другие архивные материалы, предоставленные музеем Мосула. В каждой скульптуре установлена карта памяти, которая содержит собранные данные для того, чтобы продолжить исследование.

“Lamassu”, 3D model, 2016 © Morehshin Allahyari, Courtesy Upfor Gallery, Portland
“Lamassu”, 3D model, 2016 © Morehshin Allahyari, Courtesy Upfor Gallery, Portland

Больше примеров можно найти на сайте художницы.

Ошибок больше нет

Эстетика ошибки уже давно стала общим местом в искусстве и культуре. А насмотренность зрителя не позволяет делить фотографию на «плохую/хорошую». Сегодня для каждого типа кадра существует собственная эстетика (любительская фотография, техническая, случайная и т.д.). Поэтому изображение уже не может быть неправильным. Чего не скажешь об авторах, которые ошибаются в выборах средств для воплощения своих идей.

Но это не относится к автору ниже. Серия Бориса Михайлова «Парламент», основана на фотографиях экрана телевизора во время дебатов в украинском парламенте.

По словам самого Михайлова его интересовала способность фотографии выразить состояние политического кризиса через распад изображения на простые формы (Михайлов называет его «супрематическим»). В этой серии цифровая помеха отсылает не только к идее о балканизации интернета, но и представляет привычные медиа, через которые мы потребляем информацию, как орудие пропаганды.

© Boris Mikhailov, Parliament, 2014-17.
© Boris Mikhailov, Parliament, 2014-17.

Важно всё

В фотографии больше нет «высоких» и «низких» тем. Возможность фотографировать для каждого сделала жизнь индивида достоянием общественности. Несмотря на это, документация повседневных предметов и дел, не делает эти изображения искусством автоматически, ведь они остаются в рамках жизни одного индивида.

В интернете можно встретить утверждение, что своими фотографиями Вольфганг Тиллманс (Wolfgang Tillmans) предугадал ту эстетику, которую сегодня мы видим в инстаграме. Попробуем предположить, что это может быть вызвано долгой работой Тиллманса с печатными изданиями, а также мнимой «простотой» его подхода.

За последнее десятилетие Тиллманс вырос в полноценного активиста, удерживая при этом уверенные позиции в поле искусства. Одно из ключевых изображений этапа «современного» Тиллманса — “The State We’re In, A”, на которой изображена открытая вода Атлантического Океана, в месте, где проходят границы часовых поясов и границы государств.

Wolfgang Tillmans. The State We’re In, A, 2015. Unframed inkjet print, 273 x 410 cm. © Wolfgang Tillmans, courtesy Maureen Paley, London.
Wolfgang Tillmans. The State We’re In, A, 2015. Unframed inkjet print, 273 x 410 cm. © Wolfgang Tillmans, courtesy Maureen Paley, London.

Название работы «Состояние (Государство), в котором мы находимся» довольно точно иллюстрирует последние события, которые коснулись Тиллманса как экспата в Великобритании, столкнувшегося как с внешними проявлениями миграционного кризиса, так и кризиса политического (вспомним его кампанию против Брекзита). И, как ни странно, взволнованная поверхность воды, как нельзя точно может отражать волнение за её пределами.

Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.