Что значил Пушкин для Айвазовского, как повлиял на его творчество и при чем здесь Репин?
Айвазовский был знаком с Пушкиным?
Да. И это знакомство очень похоже на то, как на лицейском экзамене в 1815-м году Державин, на пороге смерти, благословил юного Пушкина.
В сентябре 1836-го на выставку в Академию художество заглянул Пушкин, где ему представили 19-летнего Айвазовского - как одного из талантливейших академистов. А уже в феврале 1837-го Пушкина не станет.
Эта встреча запала Айвазовскому в душу. Через 60 лет, в 1896-м в письме он вспоминал ее в подробностях:
- В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хоте-лось написать несколько слов из своих воспоминаний о нём. Вот они: в 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.
Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: “Облака с ораниенбаумского берега моря” и другая — “Группа чухонцев на берегу Финского залива”. Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна.
На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда.
С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём…
А еще причина этой любви, конечно, в том, что Пушкин бывал в Крыму, зарифмовал в его честь несколько строк, а 16 августа 1820 года заглянул даже в Феодосию - родной город Айвазовского.
Айвазовский носил бакенбарды, чтобы быть похожим на Пушкина?
Нет. Во всяком случае, сам художник в этом никогда не признавался, да и мода такая была. Но современники находили, что Айвазовский похож на Пушкина!
Выходит, Айвазовский писал Пушкина по памяти?
Да. Великий поэт никогда не позировал великому маринисту. Картины с Пушкиным Айвазовский создает в последней четверти XIX столетия, через полвека после смерти своего кумира.
Но вот стихи Пушкина позировали Айвазовскому все время. Исследователи отмечают, что художник любил изображать Феодосию на фоне закатного неба - такой ее увидел и описал в своей элегии Пушкин, когда в 1820-м отплывал из Федосии в Гурзуф:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края.
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоённый…
В 1844 году художник Антон Иванов навестил Айвазовского в его петербургской мастерской, а после восторженно рассказывал в письме о небольшой картине, которую называл "Испанская ночь" (местонахождение неизвестно):
- Боже мой, какая ночь! Как сам говорил Ив. Константинович, данным для ней были стихи Пушкина. Они, кажется в таком роде:
Вот взошла луна златая,
Тише, чу, гитары звон,
А испанка молодая
Оперлася на балкон.
Ночной зефир струит эфир,
Шумит, бежит Гвадалквивир,
Скинь мантилью, ангел милый,
И явись как ясный день,
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень и т. д.
(фрагмент стихотворения Пушкина "Ночной зефир" - ред.)
Всех Пушкиных на картинах Айвазовского написал Репин?
Нет. Только на одной. Айвазовский изобразил, как сошлись волна и камень, а Репин - самого поэта. В свойственной ему уничижительной манере о своем участии в создании картины "Прощание Пушкина с морем" Репин отзывался так: "Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку". Инициатива написать картину в четыре руки принадлежала Айвазовскому.
Айвазовский выбрал в напарники Репина, потому что у того были удачные портреты Пушкина?
Нет. Просто художники относились друг к другу с симпатий, а у Репина была слава талантливейшего портретиста. Что же до отношений Репина с Пушкиным - тут все сложно.
Своего собственного Пушкина Репин возьмется писать уже в ХХ веке, после смерти Айвазовского.
А вот собственно портрет Пушкина Репину не дался.
А сам Айвазовский совсем не умел писать людей?
Умел. И не только крошечных человечков на фоне грандиозных неба и моря, но и самые настоящие портреты. Правда, портреты эти блестящими не назовешь. И даже самые большие поклонники художника осторожно говорят, что портреты кисти Айвазовского имеют "мемориальную ценность".
Но чаще всего люди на картинах Айвазовского - всего лишь крошечное дополнение к пейзажу. Так было с Пушкиным, так было с Байроном.
А имеется еще "Наполеон на острове Святой Елены". Прокомментировать такое композиционное решение полотна можно только пушкинским: "Он был, о море, твой певец".
Но однажды Айвазовский все-таки изобразил Пушкина в полный рост. И нельзя отделаться от мысли, что писал его он с себя.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Артхив: читайте в Телеграме, смотрите в Инстаграме и подписывайтесь на наш канал