Доктор Ричард Гатлинг ( R. J. Gatling ) 1818-1 903 г. создал в 1860-1862 годы, три модели картечниц: калибром 11.43, 12.7 и 25 мм. Устройство всех трех было одинаково: блок нарезных стволов (от 6 до 10), радиально укрепленных вокруг вала, который приводился во вращение с помощью рукоятки через систему шестерен. К заднему торцу стволов примыкает цилиндрический замок, в пазах которого скользят затворы. Унитарные патроны помещены в зарядное устройство карусельного типа, состоящее из 4 секторных магазинов в каждом по 25 патронов.
В России изобретатель В.С. Барановский (1846-1879 г.) переделал картечницу Гатлинга под патрон калибра 10.67 мм, к винтовкам и карабинам системы Хайрема Бердана, состоявшими на вооружении русской армии с 1868 по 1891 год. У нее каждый ствол, снабжен затвором с экстрактором и ударным механизмом. При вращении ствольного блока производятся выстрелы, удаление (экстр актирование) гильз и новое заряжание. Весила картечница 14 пудов (224 кг), наибольшая скорострельность достигала 350 выстрелов в минуту. Ее применяли во время войны русско-турецкой (1877-78), но без особого успеха.
Американский изобретатель У. Гарднер имел хорошую голову, но не имел денег, чтобы воплотить свои идеи в металл. Поэтому патент на созданную им картечницу, он продал в 1875 году фирме «Пратт-Уитни» (Pratt & Whitney). Несмотря на весьма неплохие для своего времени характеристики, это двуствольное оружие не нашло признания у командования американской армии. В армии уже были картечницы Гатлинга образца 1861 года, которые оставались на вооружении до 1898 года. Несколько картечниц Гарднера купил флот.
Зато этим оружием заинтересовалась англичане: оно было легче других аналогичных систем, не так перегревалось при ведении огня, скорострельность ограничивалась возможностью стрелка вращать рукоятку перезарядки. Британцы провели жесткие сравнительные испытания, на которых пятиствольный вариант показал скорострельность 812 выстрелов в минуту, произошли только 4 небольшие задержки на 10.000 выстрелов, а заклинило картечницу после 16.754 выстрелов. Ее приняли на вооружение британской морской пехоты, она отлично показала себя в колониальных войнах, в частности - в Судане. Шведский конструктор Пальм кран и создал многоствольную картечницу (число стволов варьировалось от 1 до 6). Но вследствие того, что его работы финансировал банкир и фабрикант Торстен Норденфельд (1842-1920 г.), она получила название «картечница Норденфельда».
Стволы располагались на станине горизонтально, каждый ствол питался из своего деревянного магазина на 27 патронов. Темп стрельбы 3-х ствольной системы достигал 350 выстрелов в минуту. Перезарядка осуществлялась механически - стреляющий «качал» вперед - назад рукоятку, размещенную с правой стороны казенной части. Армия Австро-Венгрии на вооружение приняла вариант картечницы Монтиньи с 37 стволами.
В 1886 году во Франции капитан-артиллерист Реффи значительно усовершенствовал митральезу Монтиньи. Отныне не требовалось менять сборки с патронами. Вращением рукоятки приводился в действие механизм перезарядки всех 25 стволов, а вслед за этим ударно-спусковой механизм. Эта установка производила до 1 выстрелов в минуту, весила 800 кг и перевозилась вместе с передком шестеркой лошадей.
Картечницы всех систем имели существенные недостатки, не позволившие им получить широкое распространение.
Первое, конечно, габариты и вес. Страдали они и перегревом стволов, а плохое качество патронов приводило к затяжным выстрелам. При механической перезарядке, это влекло к длительным задержкам для устранения. Тугим было вращение рукоятки. С появлением автоматического оружия картечницы быстро вышли из употребления.
Статьи по теме: