Моей младшей дочке исполнился год. Купили игрушку пазл, пластиковый, где набор зверят. Я сидела и показывала ей как надо его собирать. Но дочка не хотела как надо, она хотела так, как придумала. К слову, к ней и старшая дочка подключилась. И тут я вдруг поняла, приняла и осознала, насколько у меня, взрослой шаблонное мышление!
А ведь дети еще не подверглись этой шаблонизации. У них нет еще понятия правильно и неправильно. У них множество граней, многомерностей, которые проявляются в играх. И почему бы пазл не выложить в виде мозаики, да чтобы по цветам звери хорошо друг с другом смотрелись, как сделала старшая. Или разложить их по полу и походить по ним, как по камушкам через речку, как сделала младшая? Или придумать еще много такого, о чем взрослый уже не сможет придумать из-за своих шаблонов в голове.
И как я раньше этого не замечала. Ведь и я ребенком познавала этот мир через его многогранность. Порой не так, как требовали взрослые. Но куда это делось теперь?
Мама хотела мне дать хорошее образование, выбирала лучшие школы. И я училась, боялась не оправдать ее надежд. Я заучивала учебники, вместо того, чтобы исследовать и анализировать. И я внутри себя ненавидела эти учебники, формулы без доказательств и географию, где нам надо было заучивать названия столиц стран. И любила уроки истории в 8 классе, где учительница рассказывала истории из жизни, а так же о многих понятиях, которые в учебниках не найти.
Но сейчас я понимаю, что познание - это не зубреж формул, текстов и правил. (Которые, кстати все забылись). Это исследование этого мира, с помощью взрослых, с помощью мыслительного процесса. И это познание не только мира вокруг себя, но и мира внутри себя. Это выход за грань шаблонов, полет фантазии. Только так можно двигаться дальше.
И когда мы, взрослые, начинаем диктовать свои правила в игре наших детей, стараемся поставить их в рамки нашего уже безОбразного мышления, мы не даем им проявлять себя в качестве творца, исследователя, изобретателя.
Вот такие выводы и мысли сформировались у меня, когда я смогла посмотреть на игру своих детей под другим углом...