Найти в Дзене
Анти-менеджмент

Техника увольнения

Оглавление
Вежлив бывает и палач.
А.В.Суворов

Увольнение работника – неприятная, но необходимая работа управленца. Если руководитель не умеет избавляться от плохого работника, его самого нужно отправлять подальше.

Профессионал увольняет без лишних эмоций и сбоев.

Будьте готовы заранее

Отладьте всю процедуру, чтобы не было шероховатостей – юридических, организационных и прочих. Все службы должны быть всегда готовы к такому – горько думать о неприятном, но когда возникнет необходимость чьего-то увольнения, будет не до доделок.

Начальник, который объявит сотруднику об увольнении, должен знать что и как говорить. Не мямлить, не выдумывать, не оправдываться.

Именно в этот момент человек из «своего» становится «чужим», поэтому любая ошибка может дорого обойтись.

А затем включайте конвейер – оформление документов, согласование технических вопросов, передача дел, расчёты. Атмосфера вокруг увольняемого будет тяжёлой, поэтому самое малое препятствие разрастается в глазах участников.

Немногие помнят фамилии повешенных декабристов, но многие знают, что во время их казни порвалась верёвка. Такие «проколы» остаются в истории.

Жёсткое увольнение

В жёсткой форме увольняйте только за тяжёлые проступки – воровство, интриганство, намеренное нарушение главных правил. Вы и ваши сотрудники должны понимать – человек перестал быть своим с момента совершения такого проступка. Он уже перестал быть одного духа с остальными, сам «уволил» себя. Поэтому вся остальная процедура лишь "нагоняет" уже сложившееся положение вещей.

Сообщайте причины

Человек имеет право знать, за что его увольняют. Будьте честны и объясните мотивы, если они ясны, и ответьте на все вопросы.

В живых системах увольнения справедливы. Поэтому умелый управленец сможет объяснить сотруднику, что его увольнение – единственно верный шаг в сложившейся ситуации. Это и станет «расставанием по-хорошему».

Договаривайтесь о легенде

Всё, о чём можно договариваться – о репутации. Человек будет искать новую работу, без рекомендаций ему не обойтись. Это ваш актив, который можно использовать при необходимости обмена.

Например, соглашайтесь не разглашать факт воровства, если сотрудник вернёт похищенное. В обмен предложите нейтральную характеристику при запросах с будущих мест его работы.

Получайте обратную связь

Последние разговоры полезны для компании, хотя и оставляют в душе неприятный осадок. Да, все знают, что «уходить нужно хорошо», но всё же очень и очень многое накопившееся выливается при увольнениях.

Кое-что может быть и новым для вас, а потому полезным. Но этот яд должен выливаться только на подготовленных людей.

Закрывайте двери

После того, как разговор закончился, строго следите, чтобы человек не задерживался на работе ни одной лишней минуты. В нашей природе жалеть слабых, а в этой ситуации слабый – он. Но в этом и опасность для компании.

Увольняющийся всегда более раскован. Он не связан дисциплиной и уж точно больше не лоялен компании. Сомнительно, чтобы он сказал своим теперь уже бывшим коллегам что-то хорошее и полезное.

Идеальный результат – после разговора уволенный покидает офис в течение получаса.

Увольнение хорошего человека

Другое дело – увольнение человека, виновного лишь в том, что он проиграл конкуренцию другим. Т.е. не вписался в коллектив, был выбран при сокращении штата или нечто подобное.

Мы уже говорили о том, что в таких случаях нужно пытаться трудоустроить человека на другой участок. О своих неудачных попытках вы обязательно должны сказать.

Хотя и неприятно узнать, что тебя никуда не взяли – ещё хуже услышать, что никто и не пытался помочь. Понятно, что в этом случае можно дать больше времени на сборы, но тоже не затягивайте.

Увольнение по желанию сотрудника

Разумеется, бывают случаи, когда инициатива увольнения принадлежит самому сотруднику. Причиной могут быть и ваши просчёты, и привлекательное предложение от конкурентов, и не имеющие к работе обстоятельства, например, семейные. В зависимости от причины и действуйте.

Глупо затягивать увольнение сотрудника, уходящего к конкурентам – так можно лишиться ещё нескольких, да и коммерческая тайна не случайно оберегается от чужих глаз.

А при расставании «полюбовном» ничто не мешает согласовать переходный период, даже устроить пышные проводы. В таких событиях есть и положительная сторона – уезжая, ваш бывший сотрудник унесёт с собой частичку духа вашей компании, которая может зажечь ещё кого-то в другом месте.

Запрещайте общение с бывшими работниками

Бессмысленно выдворять уволенных работников за полчаса, если вечером они могут спокойно «посидеть и поговорить» с бывшими коллегами в баре. Вы должны внедрить в правила компании запрет на общение с бывшими сотрудниками.

Речь не идёт о рабочих отношениях. И бывают исключения. Но защитить следует, прежде всего, «слабых духом» – им этот запрет поможет не сделать ошибки.

Кстати, именно в момент увольнения вы оцените собственную предусмотрительность, когда не брали на работу родственников своих сотрудников. Им-то вы точно не запретите общаться между собой, да и есть риск, что ушедший увлечёт за собой родственника.

Объявляйте причины коллективу и рынку

Обязательно при любом увольнении объявляйте коллективу причину. Строго говоря, «причин» может быть целых три.

Первая – истинная, например, воровство. Вторая – официальная для внутреннего потребления, например, в случае компенсации украденного. Третья – для внешнего мира, например, «по собственному желанию».

-2

В идеальном, мирном, расставании все три причины совпадают. Зачем нужна «промежуточная» версия?

Во-первых, не обо всех проблемах можно рассказывать даже в рамках компании. Например, воровство – преступление уголовное, т.е. закон требует отправить человека в тюрьму. Даже если вы готовы на такое, этот шаг принесёт больше вреда, чем пользы. Кроме того, сам факт совершения некоторых поступков неприятен. Он может заставить смотреть сотрудников с подозрением друг на друга – разрушит нормальную атмосферу в коллективе.

-3

Во-вторых, довольно много «внешних» людей будет интересоваться, куда пропал работник. Это и клиенты, и партнёры, и соседи по офису. Ваши сотрудники должны иметь общую версию для удовлетворения их любопытства. Иначе – слухи, сплетни, совершенно невероятные предположения.