Если б я не был полководцем, то был бы писателем.
А.В.Суворов
Карьеризм, нацеленность человека на служебный рост, уже не осуждается обществом. Теперь это считается чем-то вроде особенности характера. Польза для управленца в этом – подчинённые перестают скрывать свой карьеризм, не надо разгадывать истинные мотивы стремящегося к власти – он их не скрывает.
Но нужно понимать, зачем людям нужна власть. Странный, казалось бы, вопрос, верно? Не является ли власть самоценной, конечным результатом, истинной целью многих?
В каком-то смысле, да. Это происходит с теми, от кого власть постоянно ускользает, чей карьерный рост спокойный, без великих взлётов. Как и во многих других случаях, движение к цели (власти) закрывает саму цель. Но если такой человек достигает вершины, то неизбежно либо впадает в тоску, либо отказывается считать свою добычу вершиной, начинает расширять свою власть во все стороны, в том числе вглубь – стремится к экспансии и тоталитаризму.
Выскажу спорное утверждение. Власть является лишь средством для достижения других целей. Обычно это те же любимые страсти. Сластолюбец, получив власть, создаёт гарем. Сребролюбец набивает карманы. Славолюбец собирает титулы и звания, развешивает свои портреты и возвышает себя над толпой. К слову, все три страсти могут уживаться вместе, жадные, сластолюбивые и честолюбивые одновременно властители совсем не редкость в истории.
Есть ещё одна иллюзорная цель. Иногда люди стремятся к более высоким постам ради… свободы. Действительно, чем вы выше в иерархии, тем меньше у вас начальников. Однако те, кто пошёл этим путём, быстро убеждаются в собственном заблуждении. Они не учитывают, что и под ними разрастается пирамида, сковывая движения, и сверху уменьшение количества начальников компенсируется увеличением их «качества», т.е. увеличением внимания.
То, что власть – это большая ответственность, говорят все, в т.ч. и те, кто так не считает. Те же, кто понимает это правило и принимает его для себя, не будет стремиться к вершинам, которые ему не под силу, но и не будет бояться тех постов, на которых он будет на своём месте. Вот на таких-то людей и нужно опираться.
Не давайте власти тем, кто её панически боится. Давайте её тем, кто понимает, что власть – всего лишь инструмент, который нужно уважать, ценить, ухаживать за ним, но не боготворить. И для которых лишение власти не будет личной трагедией.
Опять возвращаемся к самоконтролю. Делая карьеру, тщательно следите за собой. Если вы стали «мягче к своим недостаткам», стали позволять себе вольности, которых раньше у вас не было, а от других стали требовать к себе самому всё большего уважения, бейте тревогу. Попадётесь на зуб этому трёхголовому змею, не спасётесь!
А если гордыня ослепит вас, то беда неминуема. Отдыхайте от рабочего напряжения в отпуске – на работе же будьте собранным и постарайтесь не меняться под действием размера кабинета или формы кресла!
Кстати, обращение с сотрудниками тоже показывает степень вашей значимости в собственных глазах. Высокомерное, отстранённое обращение так же свойственно гордецам, как и покровительственное, «тыкающее» панибратство, которое, разумеется, не предполагает ответного панибратства подчинённых. Обязательно оказывайте сами и требуйте от других положенных знаков внимания и уважения к вашей должности, но не требуйте сверх того. И, заметьте, если ваши отношения с бывшими «отставшими» сослуживцами значительно изменились либо начали тяготить вас, бейте тревогу, бегите за лекарством!