В институте, со мной в одной группе учился юноша, тихий такой, невзрачный, ни с кем особо не общался, учился плохо. еле-еле закончил первый курс, в зачетке - одни тройки.
Между первым и вторым курсом наш декан, большой любитель реформ, устроил переформирование нашего потока, всех кто учился на пятерки - в первую группу, на четверки - во вторую, ну и троечников, соответственно, в третью. надо сказать, что реформа не удалась, троечники после этой реформы начали учиться еще хуже да и преподаватели шли к ним на занятия с нулевым энтузиазмом. Зачем ради них распинаться - все равно не выучат, не поймут, им это особо и не нужно. так что до пятого курса (очередной реформы) студенты третьей группы не учились, а просто отсидели свои пары. но я не об этом. я об этом ходячем несчастье, о котором шла речь в самом начале. он, кстати, его звали Роман, не попал в положенную ему третью группу, а попал во вторую, и не просто попал, а стал старостой группы. и тут у него началась головокружительная студенческая карьера. пятерки на него посыпались как из рога изобилия. Круглым отличником он, конечно, не стал, но уверенно занимал свое место в пятерке лучших. Стипендию начал получать. Единственная неприятность за все годы учебы случилась с ним на третьем курсе. у нас отбирали на военную кафедру, то есть у молодых людей нашего института была возможность закончить параллельно с основной учебой военную кафедру и получить звание лейтенанта запаса, так вот отбор проходил на территории военной кафедры и Роман не попал на военку - просто не прошел отбор. надо было его видеть в тот день! как он поносил своих однокурсников, которым посчастливилось пройти! как оказалось даром расстраивался, декан лично утряс этот вопрос и на следующий год Ромео ходил на военную кафедру с младшим курсом. о том, что Рома получал стипендию, я уже рассказывала, но была у нас еще одна стипендия, в дополнение к обыкновенной, ее выдавали только одному человеку из всей группы, как правило, сиротам или полусиротам, которые хорошо учились. в нашей группе таких было двое . но почему-то, эту дополнительную стипендию отдали Роману, хотя он учился хуже и жил в обеспеченной семье.
Только на пятом курсе мы узнали за что ему все блага. почему преподаватели с такой готовностью ставили ему пятерки, за что ему именная стипендия. Все оказалось просто. Он "постукивал", то есть работал у декана доносчиком, причем доносил на преподавателей, рассказывал кто и что говорит на парах, кто на сколько опоздал или раньше отпустил студентов, и так далее. это нам рассказал один из старых преподавателей, под впечатлением от взбучки декана.
И хотя прошло уже пять лет, все равно на душе остался осадок. потому что он успешно закончил институт, защитил диплом и не наказал его Бог за подлость!