Найти в Дзене
Include club

Космические викинги против команды Бэтмена. Marvel vs DC этой осенью

Оглавление

Ноябрь 2017 ознаменован не только столетием «Октябрьской революции», но и столкновением лоб в лоб двух главных поставщиков комиксовых кинолент. В прокат вышел триквел Тора и первый капустник DC — «Лига справедливости». Мы посмотрели оба фильма и попытались разобраться, кто круче.

Старк против Уэйна

Эти герои никогда не встречались на страницах комиксов, но часто боролись за внимание зрителей в кинотеатрах. Фотография : Flickr, CC BY 2.0
Эти герои никогда не встречались на страницах комиксов, но часто боролись за внимание зрителей в кинотеатрах. Фотография : Flickr, CC BY 2.0

Кинокомиксы — это уже целый жанр фильмов, который с начала нулевых активно обосабливается от мира экшена во что-то большее. И, как и в мире обычных комиксов, главные гладиаторы на этом поле — это Marvel и DC. Студия, создавшая Человека-паука, Мстителей, Людей-Икс и остальных известных персонажей, в 90-х пребывала на грани банкротства, и поэтому в срочном порядке распродавала права на экранизацию своих героев. Это все привело к тому, что когда дело дошло до съемок, оказалось, Человек-паук не может пересечься с Дедпулом, а Фантастическая четверка никогда не будет существовать рядом с Тони Старком. И все потому, что права на одних героев принадлежали Disney, на вторых — Fox, а на третьих — Sony. Долгое время персонажи жили, но в разных временных линиях, которые не пересекаются. Было это до тех пор, пока Marvel в лице Disney не начала возвращать персонажей к себе обратно.

Так стало этим летом с Человеком-пауком, и так будет, вероятно, с мутантами из Людей-икс. Однако и без прав на этих героев студия смогла наработать огромную фанбазу, снимая качественные, но иногда одинаковые фильмы.

У DC ситуация в корне другая. Все права на героев принадлежат единственной компании — Warner Brothers. Если рассматривать тот же период, то в нулевых DC не особо опасались Marvel. Делать фильмы о Бэтмене они поручили Кристоферу Нолану, который сделал из истории о Брюсе Уэйне сильную трилогию с Кристианом Бэйлом, а Супермена после неудачного перезапуска 2006 года решили подзабыть. К началу 2010-х успехи Marvel заставили боссов Warner Bros. понервничать и что-то предпринять. Так, они решили делать новую киновселенную — DC Extended Universe, куда бы вошли все популярные герои комиксов. На данный момент уже вышло пять фильмов из DCEU: «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена», «Отряд самоубийц», «Чудо-женщина» и «Лига справедливости». Все это активно пытается стать в противовес Marvel, и если не переломить ситуацию в свою сторону, то хотя бы подобраться ближе к сборам и оценкам критиков. Получается пока не очень. Попытаемся сравнить два крайних проекта обеих студий.

Слишком смешные боги

Immigrant Song от Led Zeppelin, кажется, обрела вторую жизнь после выхода фильма

Киновселенная Marvel уверенно продолжает грести деньги лопатами, раздувая ЧСВ Disney до невероятных размеров. За почти десять лет (первый «Железный человек» вышел в 2008) киноделы «набили шишки» на первых работах, что помогло им найти свою формулу успеха. Практически все сольные фильмы получались удачными, за исключением «Первого мстителя» и дилогии о Торе. Эти фильмы были довольно скучными, с динамикой повествования были большие проблемы, а фирменного юмора там, откровенно говоря, кот наплакал... Однако они стали частью истории, и выкидывать слова из песни на таком этапе точно не получилось бы. Если бы Marvel не стал развивать сольные фильмы о главных персонажах, то мы бы не увидели сериал Netflix о Пегги Картер (девушка Кэпа), а лучший злодей Marvel, Локи, мог бы и не появиться во втором «Торе». И если история Капитана позже стала напоминать шпионский детектив, то со скандинавским богом нужно было что-то делать.

Боссы прикинули, что мягкий перезапуск будет наилучшим вариантом, тем более, что соседи по цеху неплохо сделали седьмой эпизод «Звездных войн». На место режиссера посадили новозеландского Тайка Вайтити (который снял заслуживающий внимания фильм «Реальные упыри»), добавили в сценарий больше юмора и завернули все это в формат космической оперы, как это уже два раза сработало со «Стражами галактики». Получилось, как в том меме, где бог перебарщивает с ингредиентами. Тут этим ингредиентом стал юмор.

Краткий синопсис: Тор возвращается в Асгард, где власть захватил Локи. А еще сын Одина узнает, что близится Рагнарек — конец всему живому, или же апокалипсис. В попытке предотвратить это событие Тору предстоит прибегнуть к помощи своего товарища из Мстителей — Халка.

Вайтити на ура справился с поставленной ему задачей — довольно мягко перезапустил сольные фильмы о Торе, не перелопатив при этом историю из предыдущих фильмов. Да они даже обсмеяли уход Натали Портман, которой проект казался очень поверхностным. Новозеландец с любовью подошел к деталям, проработал и сделал локации максимально красочными, а на съемочной площадке позволял актерам придумывать шутки. Все эти приемы делают фильм значительно легче предыдущих сольников. Но есть и проблемы: откровенный перебор с юмором. В некоторых довольно эпичных моментах хотелось серьезности, а нам подкидывали пару шуток, уровень которых оставлял желать лучшего. Вторая проблема «Тора 3» — это главная злодейка. Персонаж появляется из ниоткуда, толком не выстраивается экспозиция и мотивация. Хэла — это классическая диснеевская злодейка, хотя и исполненная шикарной Кейт Бланшетт.

Хэла не дотягивает до уровня Локи, и как персонаж она довольно проста. Фотография из трейлера
Хэла не дотягивает до уровня Локи, и как персонаж она довольно проста. Фотография из трейлера

Фильм получился классическим марвеловским утренником, который пользуется проверенными приемами, такими как юмор и удачный сеттинг. Поэтому картина оставляет приятное впечатление, но было бы лучше, если бы сюжет был более стройным и не столь фонтанировал шутками. Хотя Вайтити о своем творении сказал так: «Рагнарек — это тупая комедия о космических викингах, которая станет главным фильмом года и отберет деньги у Брюса Уэйна».

Кружок любителей Стивена Кинга

Это первый крупный тим-ап героев DC вне анимационных работ

Warner Bros. в своих попытках догнать и перегнать Marvel уже поняли, что ввязались в авантюру, из которой им не выйти победителями. Отдав главные фильмы режиссеру Заку Снайдеру, они совершили большую ошибку, о чем говорят как критики, так и обыватели. «Человек из стали» был слишком серьезным и медленным, ну а благодаря «Бэтмену против Супермена» появился мем с грустным Беном Аффлеком. Масла в огонь подлил безобразный «Отряд самоубийц», который можно смело называть самым глупым блокбастером 2016 года. Ситуацию немного исправила «Чудо-женщина». Пэтти Дженкинс сняла образцовый сольный фильм о персонаже, который показывает его предысторию и духовный рост. Да еще и сделала это так, что феминистское коммьюнити встрепенулось с криками: «Первый нормальный фильм по комиксам». Если сравнивать с фильмами Marvel, то именно так должен был выглядеть первый фильм о Кэпе. Ну и естественно Галь Гадот чудо, как хороша.

Однако первый большой капустник супергероев от мира DC все-таки доверили снимать Снайдеру. И… наверное, сделали это зря, потому что в итоге проект он покинул из-за семейных обстоятельств, а на помощь боссы из Warner Bros. призвали режиссера тех самых «Мстителей» Джосса Уидона, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. И, похоже, стало лучше.

Краткий синопсис: после смерти Супермена мир все так же остается под угрозой. На этот раз уничтожить человечество обещает Степной Волк, и Брюс Уэйн собирает команду супергероев, которые бы смогли справиться с неземным злом.

Где-то мы уже все это видели. На самом деле, в глаза все-таки бросается, что фильмом занимались два разных режиссера. Мрачные и пафосные планы с эпичным Бэтменом в следующей сцене меняются на аляпистого Флэша, который в этом фильме представлен в роли главного источника шуток. Герои то предстают перед нами в образе обычных людей, которые глупят, сомневаются и смеются, то становятся серьезными и пафосными. Но к самим персонажам претензий нет, несмотря на то, что первый час фильма отведен на введение зрителя в курс дела и пояснение того, кто такие Аквамен, Флэш и Киборг. И сделано это не зря, потому что, уделив раскрытию персонажей меньше времени, создатели оставили бы зрителю много вопросов. Да, некоторые моменты можно было вырезать без зазрения совести, и картина от этого не потеряла бы в качестве, но такой вышел театральный монтаж.

Галь Гадот, несмотря на то, что в первую очередь модель, удачно вжилась в образ и продолжает быть главной надеждой DC. Фотография из трейлера
Галь Гадот, несмотря на то, что в первую очередь модель, удачно вжилась в образ и продолжает быть главной надеждой DC. Фотография из трейлера

Главный злодей, уже традиционно, обычный картонный сероликий монстр, желающий уничтожить всех. Экшена было ровно столько, сколько нужно, и качество его заметно подтянули со времен первого трейлера. Если говорить в целом, то несмотря на факт дополнительных съемок и не обращая внимания на усы Генри Квилла, которые пришлось замазывать на монтаже (хотя если этого не знать, то в глаза абсолютно не бросается), то получилось сносно. Это второй относительно удачный фильм в расширенной киновселенной DC.

Чьи панчи круче?

По реакции критиков и кассовым сборам Marvel давно обошел DС
По реакции критиков и кассовым сборам Marvel давно обошел DС

Если верить критикам, то победа безоговорочно остается за «Тором». Оно и понятно, у Marvel кредит доверия в этом плане значительно больше, и поэтому эксперименты с форматом скорее принимаются, чем нет. Чего нельзя сказать о DC. Критикам и зрителям в основном понравилась «Чудо-женщина», но свежи в памяти воспоминания и об «Отряде самоубийц» и «Бэтмене против Супермена», поэтому к «Лиге справедливости» отнеслись с некоторой осторожностью. По шкале свежести на «томатах» «Тор» набрал 92%, а «Лига справедливости» — всего 40%, хотя оба этих фильма критики оценили в среднем на 4.3 из 5.

Но, возвращаясь к сравнению, «Рагнарек» смотрелся не так сильно на фоне предыдущих фильмов Marvel, а ими были вернувшийся домой «Человек паук» и продолжение «Стражей галактики».

С «Лигой справедливости» ситуация другая — на фоне остальных фильмов она может считаться прорывом. Но все-таки проблемы остаются, и одним из главных их источников остается Зак Снайдер. Если бы студия решилась на отчаянный шаг по смене главного режиссера DCEU, то, возможно, слухи о том, что Бен Аффлек больше не хочет играть Бэтмена остались бы только слухами. Так или иначе решать, какой фильм лучше, только зрителям, поэтому рекомендуем сходить в кино и составить свое мнение.

Егор Ярко, редакция Include