Найти в Дзене
Русская вера

450 лет со дня упокоения святителя Германа Казанского

В 2017 году исполняется 450 лет со дня упокоения одного из известных просветителей и архипастырей древней Руси — святителя Германа, Казанского архиепископа. В начале ХVII века в городе Старице у боярина Феодора Полева родился сын, которого нарекли во святом крещении Григорием, в честь преподобного Григория Декаполита (христианского подвижника, аскета и апологета иконопочитания VIII-IX веков). Будучи еще подростком, Григорий решил всецело посвятить себя служению Богу и принять иноческий постриг. Испросив благословения у своих родителей, он вступил в Волоколамский монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким и славившийся строгостью своей жизни. В иноки он был пострижен с именем Герман.

Образ трех святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа, начало XVIII века
Образ трех святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа, начало XVIII века

В то же время в Волоколамской обители подвизались будущий первосвятитель Казанский Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, около 1500-1563 гг.) и преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис, 1470-1556 гг.), которые и повлияли на становление Германа как подвижника и христианского просветителя. В обители Герман занимался переписыванием богослужебных книг. Им были переписаны Евангелие, Богородичники, которые сохранились и до наших дней. Вскоре Германа вызвал Тверской архиепископ Акакий (14 марта 1482-14 января 1567 гг.), который возвел его в сан архимандрита и благословил на служение в Старицкий монастырь. Будучи игуменом, Герман принял участие в разных церковных попечениях и деяниях, например, в Соборе 1553 года, который осудил ересь Башкина и Косого.

Но вскоре подвижника ожидало другое, более трудное поприще. В 1552 году царем и великим князем Иоанном Васильевичем Грозным была покорена Казань — главный оплот и твердыня татарского Казанского царства. Царь Московский позаботился о том, как бы распространить свет истинной веры Христовой в покоренной стране. В Казани была учреждена архиепископская кафедра, на которую впервые был возведен святитель Гурий. Его помощником и стал Герман, который стал обустраивать иноческую обитель в г. Свияжске (ныне остров-село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу).

Митрополит  Макарий благословляет первых пастырей Казанского края — архимандрита  Германа и архимандрита Варсонофия вместе с архиепископом Гурием «на  служение Церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем»
Митрополит Макарий благословляет первых пастырей Казанского края — архимандрита Германа и архимандрита Варсонофия вместе с архиепископом Гурием «на служение Церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем»

В Свияжске Герман построил Никольскую церковь, существующую доныне, и при ней высокую колокольню, затем воздвиг великолепный, сохранившийся до сего дня, храм в честь честного и славного Успения Божией Матери. Особенно много сделал игумен Герман для проповеди христианства между иноверцами. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря привлекала к нему многих. Одни приходили за советом, другие за благословением. Также он собрал большое количество рукописных книг, богослужебных и других, необходимых для великого дела проповеди. В этой связи надо отметить, что свияжский Богородице-Успенский монастырь стал настоящим центром христианского просвещения, подобным монастырям древней Руси. Впоследствии, к сожалению, таких обителей становилось все меньше. А после церковного раскола и разорения Соловецкого монастыря просветительская деятельность иноческих обителей сошла на нет. 

5 декабря 1563 года после многих трудов и подвигов предал Господу свою душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву Германа, желая возвести его на архипастырский престол в Казани. 12 марта 1564 года он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. В эти годы он особенно ревностно заботился о распространении Христовой веры. Он ввел общежитие в Зилантовском монастыре, чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей.

Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе
Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе

О святителе Германе оставил отзыв один из его современников — знаменитый в русской истории князь Курбский Андрей Михайлович (1528-1583 гг.), впоследствии иммигрировавший на Запад:

«Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим».

В 1566 году митрополит Московский Афанасий из-за ухудшающегося здоровья отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь архиепископа Германа хорошо была известна царю Ивану Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. Вызванный по воле царя в Москву, Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Тут проявилась его подлинная архипастырская воля. Видя, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, он стал вразумлять государя царя просить остановить злодеяния и призывал к покаянию. Опричники были возмущены и уговорили царя начать гонения на святителя. Раздосадованный царь повелел передать Герману:

Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу.

Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой и умер в столице, якобы во время эпидемии. Однако, согласно житию святителя Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсек топором ему голову. Вскрытие мощей святителя в 1922 году частично подтвердило эту версию. В описании мощей указывается:

Голова его отрублена способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее.
Успенский храм Свияжской обители (справа)
Успенский храм Свияжской обители (справа)

Почитание святителя Германа как святого началось при первом русском патриархе Иове, который, уступая просьбам жителей Свияжска, повелел в 1592 году перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Лишь только мощи святителя Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. В этот момент прозрели два слепца и совершилось много других чудес. В советский период рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли, сохранились лишь некоторые частицы его мощей.

-----

Сайт Русская вера