Разбираемся вместе с психологом.
Редко кому нравится, когда школа слишком глубоко вмешивается в дела семьи. В то же время недостаточная вовлеченность педагогов в воспитательный процесс тоже раздражает родителей. Учителя охотно отвечают взаимностью, обвиняя мам и пап в нежелании контролировать процесс обучения и брать на себя хоть какую-то ответственность за образование собственного ребенка. Как же поделить социальные роли между двумя важнейшими институтами в жизни ребенка — семьей и школой? Отвечает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.
Сколько лет было вашему ребенку, когда вы стали искать для него подходящий детский сад? Многие мамы начинают заниматься этим еще во время беременности. «Вы не подскажете, а какая система образования подойдет моему ребенку?» — спрашивают меня родители на консультации, рассказывая подробности про характер своего полуторагодовалого малыша. Ну, а вопрос «Какая школа самая лучшая?» часто мучает мам и пап на протяжении нескольких лет, предшествующий походу в первый класс. Родители проводят много времени, изучая мнения других родителей, ища отзывы в Интернете и проверяя ежегодные рейтинги. В 11 классе взрослые вместе с подростком решают, какие предметы сдавать на ЕГЭ и куда идти учиться дальше. Даже спорить не буду, это действительно важные вопросы, над которыми задумываются социально ответственные родители, но ситуации выбора показывают одну серьезную современную проблему: она состоит во взаимодействии двух структур, каждая из которых имеет свои цели и задачи по воспитанию, образованию, формированию подрастающего человека. Эти две структуры — семья и учреждения образования: детский сад, школа, колледж, университет.
С тех пор, как государство стало принимать участие в образовательном процессе, оно стало вкладывать в школьную программу свои ценности и цели. Они зависели от того исторического времени, в котором жили люди. Задача школы — передать человеку те знания и навыки, которые позволят ему быть социально ответственным человеком, успешным работником в этом конкретном государстве.
Российские школы всегда опирались на христианские ценности, патриархальные устои. В определенные исторические периоды школа усиливала идеологическое влияние на детей, создавая необходимое «государственное мировоззрение» и предлагая замазывать черной краской в учебниках неугодных исторических деятелей, в другие периоды образовательные учреждения могли чувствовать себя более свободно, практически самостоятельно определять свои собственные стандарты и учить детей так, как они считали нужным. Семья связана с ребенком родством и надеется передать ему все лучшее, что у нее есть. Она отвечает за жизнь и здоровье детей, за то, насколько качественное образование они получат. Ребенок — часть семейной системы, носитель ее ценностей, стандартов и стереотипов.
Проблема взаимодействия семьи и школы — это проблема конфликта семейных ценностей и ценностей государственных, проблема границ ответственности за качество образования, которое получает ребенок.
Почему в школе учат основам религии? Лучше бы больше занимались математикой! Зачем школы хотят ввести сексуальное образование? Лучше бы о целомудрии говорили! Кому нужна эта физика и химия? Лучше бы изучали литературу! Почему школа выбрала эту программу? Она слишком сложная, дети и родители не усваивают! Почему мы должны заниматься образованием ребенка, а не школа? Школа должна делать то, что считают нужным для ребенка родители! Сотни, тысячи претензий к современному школьному образованию исходят от родителей! Мамы и папы хотят, чтобы школа соответствовала тем ценностям и критериям, которые семье кажутся единственно верными.
А школа, которая является формализованным общественным институтом, реально не в состоянии подстроиться под образовательные критерии каждой семьи, да и не должна. У нее другие задачи. И, кстати, огромное количество ответных претензий к родителям. Они безответственные, не контролируют выполнение домашних заданий, сами не участвуют в воспитании своих детей и требуют, чтобы педагоги сделали все за них. Опрос, проводимый Институтом семьи и воспитания РАО в Москве и европейской части России, показал, что семья готова отвечать прежде всего за здоровье ребенка, его поведение, подготовку к самостоятельной жизни и передачу семейных ценностей.
Школа, с точки зрения родителей, должна обеспечить ученику качественное образование. Примерно половина родителей хотят поровну разделить со школой ответственность по всем (!) направлениям развития и воспитания детей. Педагоги же абсолютно не видят в этом своих полномочий. Вот это и становится причиной постоянных разногласий.
Самыми конфликтными, по мнению педагогов, оказались сверхзанятые родители (21%), ведущие асоциальный образ жизни (16%), малообеспеченные (7%), прародители (6%), представители неполных семей (6%), мигранты (5%). Сверхзанятые почти не осуществляют контроль за ребенком, перекладывая его на школу и требуя обеспечения дополнительного времяпрепровождения. Высокообеспеченные и мотивированные на образование родители предъявляют завышенные требования к школе и настаивают на индивидуальном подходе именно к их ребенку. Малообеспеченные не в состоянии предоставить ученику необходимые материалы для обучения, призывая школу изыскивать государственные средства на весь образовательный процесс. Бабушки-дедушки ответственно посещают все собрания, но не имеют никакого влияния на внуков.
С точки зрения учителей, только 21% родителей готов к конструктивному диалогу со школой. Интересный факт, что количество конфликтов между родителями и учителями зависит от педагогического стажа: чем он больше, тем чаще происходят стычки. Вероятно, педагоги с годами все больше становятся убеждены в собственном опыте воспитания и обучения и считают его однозначно правильным. Отсюда желание критиковать и воспитывать не только детей, но и родителей, что неизбежно приводит к конфликтам.
Родители вступают в противостояние, начинают писать заявления в разные инстанции. В итоге представители двух важных для ребенка социальных инстанций активно борются друг с другом, забывая про общую задачу по воспитанию и образованию ребенка.
Государственная школа видит свою задачу в большем вовлечении родителей в образовательный процесс, отсюда домашние задания, которые ребенок самостоятельно сделать не в состоянии. Но это и не предполагается. Предполагается, что родитель, придя с работы, найдет время, чтобы объяснить своему ребенку, как делать презентацию в Power Point, и сделает вместе с ним проект по технологии или физике. Не будет делать уроки за него, но будет делать хотя бы часть вместе с ним. Некоторые родители возмущаются, но делают, другие говорят: почему мы должны делать работу за учителя?
Кое-кто пытается искать альтернативы государственному образованию в частных или семейных школах, хоумскулинге, анскулинге («расшколивании»), считая, что обычные школы не могут и не хотят справляться с теми задачами, которые на них возлагает семья. Есть и те, кто принимает ограничения и берет на себя часть ответственности за индивидуальное воспитание ребенка: организует возможность посещать кружки, клубы, секции по интересам и пытается предоставить своему ребенку «индивидуальную образовательную траекторию».
На вопрос «Так делать или не делать с ребенком уроки?», который часто мучает родителей, однозначный и универсальный ответ дать невозможно. Это зависит и от самого ребенка, и от процессов формирования его мозга, раннего развития, и от той школьной системы, в которой он учится. Важно, что какую бы вы систему ни выбрали, ваша задача как родителей наладить отношения с образовательным учреждением, чтобы получить возможность обратной связи. Если вы, особенно при ребенке, нападаете на учителей, которые его учат, шанс, что он будет адекватно воспринимать педагогов, стремится к нулю. Потому что сидя на уроках у обесцененного учителя из «ужасной школы» ребенок вынужден вступать в противодействие со своей семьей, что для него небезопасно. Вам также придется все время поддерживать баланс, чтобы не только не нападать вслух на школу, защищая ребенка, но и поддерживать его, выслушивая переживания и помогая справляться со школьными конфликтами. Если вы понимаете, что такая школьная система противоречит вашим семейным ценностям, то ваша задача — искать альтернативу.
Возможно, вы готовы изменить что-то в образовании в государственном масштабе? Почему нет? Действуйте! Но помните, что госмашина двигается медленно. Вашему ребенку здесь и сейчас это мало поможет. Часто школьные проблемы ребенка требуют немедленного решения и вмешательства ответственных взрослых. Мы, родители, не должны забывать, что ответственность за психическое здоровье ребенка лежит только на нас, наша задача — отслеживать и создавать такие условия, в которых он будет в состоянии усваивать знания, исследовать мир и развиваться. Становиться человеком, которому будет интересно жить и создавать новое на этой земле.
Читайте также:
Мой ребенок – ябеда: что с этим делать?