Четыре миллиона жертв - таков богатый урожай, собранный Голодомором на Украине в 1930-е годы прошлого века. Официальные лица Советского Союза вплоть до его распада отрицали этот факт, но то, чего больше всего боялся Сталин, произошло в 1991 году - Украина стала независимым государством. Только много лет спустя стало понятно, независимой от чего она стала. От дешевого российского газа, от собственной промышленности, от прочных экономических связей со своим большим восточным соседом. Но это другая история, ее мы тоже когда-нибудь коснемся.
Из коллективной памяти украинского народа те события не стерлись до сих пор. Своей высшей точки Голодомор достиг весной 1933 года. Один польский дипломат ехал той весной из Харькова в Москву на машине и то,что увидел в пути, записал в блокнот.
Вот его записки: "Деревни и сёла в пригороде Харькова пребывают в отвратительном состоянии. Нигде нет никакой скотины, ни лошадей, ни коров, ни свиней. Даже обычных кур и цыплят нигде не видно. Целых домов и изб не больше половины от общего количества, остальные разрушены или частично, или полностью. А вот эти "кожа да кости", которые стоят на обочине улицы - это местные дети и старики. Вот человек изголодавший лежит на мостовой, видимо, идти дальше не может. И никому нет дела до бедняги, прохожие просто тащатся мимо по своим делам, даже любопытства не проявляют. Здесь это в порядке вещей, это нормально."
Когда дипломат ехал уже по территории Советского Союза то, как следует из его записей, никаких признаков голода он не обнаружил. Но он не все видел, ведь он не через всю страну проехал. В начале тридцатых годов на российской территории проблемы с продовольствием тоже имелись. Но на Украине это явление приняло самые уродливые формы. Урожай в те годы был нормальный, но большую часть хлеба нужно было отдавать в закорма Советского Союза для распределения по другим республикам.
В деревни приезжали специальные продовольственные отряды и конфисковывали съестные припасы. Поэтому у украинских крестьян никогда не было покоя, начиная с 1920-х годов, когда такие же отряды забирали зерно для Москвы и Питера, чтобы тамошние рабочие продолжали поддерживать большевиков. "Красная метла", как ее тогда называли, выметала хлеб из и так нищих деревень почти без остатка.
Эта ситуация преподносилась, как вражда города и деревни, как раздор между рабочими и крестьянами. Дескать, крестьяне не желали делиться продовольствием с городом, поэтому в городах стало нечего есть. Правда, не совсем понятно, почему деревня безвозмездно должна кормить город? А что взамен? В Москве наверняка знали, какими способами изымалось зерно, но не вмешивались. Чтобы прекратить бегство населения из деревень в города, на границах городов устанавливался контрольно-пропускной режим. У капиталистических стран помощи не просили а, наоборот, продолжали экспортировать продовольствие за границу. Проблемы простых крестьян никого не волновали.
В наше время многие историки продолжают настаивать на том, что Голодомор 30-х годов - это миф, имеющий политическую подоплеку. Никакие документальные источники, дожившие до наших дней, не принимаются в расчет. А стариков, лично бывших свидетелями тех событий, уже не осталось. Остались только документы, многие из которых, кстати, до сих пор засекречены.